Дополнительная общеразвивающая программа Песочная сокровищница

№
п/п

Содержание

1.1.

I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
Пояснительная записка

1.3.

Принципы и интеграция

1.2

1.4.

Цель и задачи программы

Стр.
2-5
5-6
6

Целевые ориентиры

6-7

Система оценки результатов освоения Программы

7-9

2.1.

Структура занятий

9-11

2.3.

Содержание программы

1.5.
1.6.

2.2.

Ожидаемые образовательные результаты

II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

Учебно-тематический план

7

12-13

III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

14-17

3.1.

Методическое обеспечение программы

18-19

3.3.

Техника рисования песком (основные приемы)

19-21

Игры и упражнения с песком

21-23

ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Пальчиковая гимнастика на песке

25-26

3.2.

Условия реализации программы

3.4. С Способы засыпания рабочего стола
3.5.

Список литературы

19
21
24

2

Истоки способностей и дарований
детей – на кончиках их пальцев.
От пальцев, образно говоря,
идут тончайшие нити – ручейки,
которые питают источник творческой мысли.
Другими словами, чем больше мастерства
в детской руке, тем умнее ребенок».
В. Сухомлинский

-

I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ.
1.1.
Пояснительная записка
Дополнительная общеразвивающая образовательная программа составлена для проведения
факультативных занятий по рисованию песком на световых столах с детьми средней группы
детского сада с учетом требований к организации работы с детьми данного возраста.
Программа разработана в соответствии со следующими документами:
Конституцией РФ;
Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации;
Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования
(Приказ министерства образования и науки Российской Федерации от 17октября 2013 года
№1155);
Материалами заседания Правительства РФ о развитии дополнительного образования от 21
января 2016 г.;
Концепцией развития дополнительного образования детей, утвержденной распоряжением
Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. N 1726-р;
Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 года
№ 1008 "О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных
программ»;
Санитарно-эпидемиологическими требованиями к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи (СП 2.4.3648-20);
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от
28.09.2020 г. № 28;
Письмом департамента общего образования Министерства образования и науки РФ от 28
февраля 2014 г. N 08-249 «Комментарии к ФГОС дошкольного образования»;
Конвенцией о правах ребёнка;
Уставом муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский
сад № 154».

Направленность Программы «Песочная сокровищница» имеет художественно –
эстетическую направленность и решает задачи художественно-эстетического развития детей 45 лет.
Согласно Федеральному Государственному Образовательному Стандарту к структуре
дошкольного образования, акцент делается не на знаниях, умениях и навыках, а на
формировании общей культуры дошкольника, воспитании целостной, творческой личности
ребенка.
Рисование на песке – одна из форм естественной деятельности ребёнка. Именно поэтому мы,
взрослые, можем использовать песочницу в ходе развивающих и обучающих занятий. Создавая
картины из песка, придумывая различные ситуации, мы в наиболее органичной для ребёнка
форме передаем ему наши знания и жизненный опыт, события и законы окружающего мира.
Игра с песком - одно из самых любимых занятий детей. Но игра с песком - это не простое
времяпрепровождение. Это множество новых эмоций, развивающих игр и упражнений. Ребенок
сам тянется к песку, и надо только придать этой тяге творческую составляющую. Тогда из
3

обычного ковыряния в песке получается образовательный процесс. Главное достоинство
рисования на песке заключается в том, что ребенок простым и интересным способом может
построить целый мир, ощущая при этом себя творцом этого мира. Песочные рисунки несут в
себе возможность видоизменяться. Рисование песком для детей – это прекрасная возможность
для самовыражения, развития творческих склонностей в ребенке, а также простой и
действенный способ научиться выражать свои чувства, эмоции, переживания.
Песок и на взрослых, и на детей действует, как магнит. А ведь так важно потрогать,
прочувствовать этот материал именно руками, пальчиками. Песок рождает множество
ощущений: он шершавый и колючий, послушный и текучий, пересыпающийся. Приятно
теплый сверху, прохладный внутри. Мокрый или сухой, мелкий и с камушками. Это целая
палитра переживаний, которая нужна ребенку. Дети любят строить из него дороги, замки,
куличи, тоннели, варить кашу малышу. Играя с песком, ребенок сам регулирует своё
эмоциональное состояние. Песок – это медитативный материал, заземляющий на себе все
негативные эмоции. Можно вспомнить песочные часы, хоть они и созданы для отсчета
времени, но бывает трудно оторвать взгляд от падающих песчинок. А ощущение летом на
пляже, когда ваши руки ныряют в песок и бродят в песочной бездне. Зачерпывают песок
ладонями, и выпускают сквозь пальцы. Миллиарды песчинок падают струйками, и так
становится спокойно и умиротворяюще на душе.
Рисование песком - искусство относительно молодое. Зародилось оно в 70-х годах прошлого
столетия. Основоположником этой техники стала американский аниматор Кэролайн Лиф,
создавшая первый песочный анимационный фильм "Песок, или Петя и серый волк".
У искусства рисования песком множество названий - песочные картины, рисунки песком,
песочное шоу, песочная анимация, картины из песка, sand-art (искусство песка), шоу песчаных
картин.
Занятия рассчитаны на 4-5 летних детей (средняя группа) в количестве 4-х учебных часов в
месяц, 1 учебного часа в неделю. За основу взята программа Грабенко Т. М., ЗинкевичЕвстигнеева Т. Д. «Чудеса на песке», использованы практические рекомендации М. Зейц
«Пишем и рисуем на песке», Тупичкиной Е.А. «Мир песочных фантазий».
Данный вид рисования - один из самых необычных способов творческой деятельности, т. к.
дети создают на песке неповторимые шедевры своими руками. Удивительным образом горсть
песка превращается в пейзаж, звездное небо, лес или море. Песок - та же краска, только
работает по принципу "света и тени", прекрасно передает человеческие чувства, мысли и
стремления. Рисование песком является одним из важнейших средств познания мира и развития
эстетического восприятия, т. к. тесно связано с самостоятельной и творческой деятельностью.
Это один из способов изображения окружающего мира. По мере освоения техники рисования
песком обогащается и развивается внутренний мир ребенка.
Актуальность создания дополнительной общеразвивающей Программы
«Песочная сокровищница» во-первых, продиктована современными требованиями общества к
личности человека, ребенка. Рисование на песке - прекрасное средство развития творчества,
умственных способностей, эстетического вкуса, а также конструкторского мышления детей.
Во-вторых, актуальность обусловлена тем, что в настоящее время организация дополнительных
образовательных услуг в дошкольном учреждении – неотъемлемый компонент социального
заказа общества, а также результат последовательного решения федеральных и региональных
задач в области образования.

Новизна Программы:
создание системы работы по использованию рисования песком в развивающей деятельности в
условиях дошкольного учреждения и ее внедрение в работу с детьми. Эта система включает в
себя разработку этапов работы в соответствии с возрастными особенностями детей, структуру
занятий, овладение техническими элементами рисования песком;
 предоставляются широкие возможности для развития способов умственной деятельности,
инициативы, самостоятельности воспитанников.


4



индивидуальность и занимательность содержания образовательного процесса; результативная
совместная творческая деятельность всех участников образовательного процесса.

Практическая значимость Программы: рисование песком не только интересная,
увлекательная, занимательная деятельность, которая развивает творческий потенциал ребенка,
но и повышает самооценку, уверенность в себе, развивает психические функции, мелкую
моторику рук. Развивающие занятия открывают возможности для позитивной социализации
ребенка, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе
сотрудничества со взрослыми и сверстниками, что подтверждают ФГОС ДО. Рисование песком
- это естественная и доступная каждому ребенку форма деятельности. Ребенок часто словами не
может выразить свои переживания, страхи. Он проигрывает тревожащие его ситуации, создает
картину собственного мира из песка, освобождается от напряжения. Он приобретает опыт
положительного разрешения жизненных ситуаций. А для педагога это еще один способ понять
чувства ребенка. Целью программы является: развитие тактильной чувствительности,
творчества и воображения создание положительного эмоционального настроя детей
посредством работы в технике рисования песком.

Возрастные особенности детей 4-5 лет:
 К концу среднего дошкольного возраста восприятие детей становится более развитым. Они
оказываются способными назвать форму, на которую похож тот или иной объект. Могут
вычленять в сложных объектах простые формы и из простых форм воссоздавать сложные
объекты. Дети способны упорядочить группы предметов по сенсорному признаку –
величине, цвету; выделить такие параметры, как высота, длина и ширина.
 Возрастает объем памяти.
 Начинает складываться произвольное внимание.
 Начинает развиваться образное мышление.
 Увеличивается устойчивость внимания. Ребёнку оказывается доступной сосредоточенная
деятельность в течение 15 – 20 минут. Он способен удерживать в памяти при выполнении
каких-либо действий несложное условие.
1.2.
Цель и задачи программы:
Цель:
Создание условий для художественно-эстетического развития детей через освоение техники
рисования песком. Развитие мелкой моторики пальцев рук.

Задачи:
Обучающие:
 сформировать интерес к искусству рисования песком на световых столах;
 помочь детям овладеть техническими умениями в работе с сыпучим материалом – регуляции
силы движений определенной амплитуды, ритмичности движений, навыком изменять размах
и направление руки при рисовании, способностью гармонично сочетать свет и тень;
 познакомить с различными техниками рисования песком;


•







Развивающие:
развивать умение передавать форму, строение предмета, пропорции предмета, используя
разные оттенки света и тени;
развивать композиционные умения при изображении групп предметов или сюжета;
развивать тактильную чувствительность, мелкую моторику руки, зрительно-моторную
координацию и межполушарное взаимодействие;
развивать творческое мышление и воображение;
развивать интерес к совместной со сверстниками и взрослыми деятельности.
Воспитательные:
формировать устойчивый интерес к художественной деятельности;
воспитывать у детей чувство прекрасного, умение видеть красоту в окружающем мире;
5




воспитывать положительное отношения к своему рисунку и изображениям сверстников;
воспитывать усидчивость, стремление начатое дело доводить до конца.

1.3.
Принципы и интеграция образовательных областей
Данная программа построена с учётом ФГОС ДО и базируется на принципах дошкольного
образования:

Систематичность. Занятия проводятся регулярно, в системе.

Доступность и сознательность. На каждом занятии создаются условия для
формирования активного устойчивого интереса детей к творческой деятельности вообще и
решению конкретных задач определенного занятия. Занятия планируются с учетом
возрастающей трудности, от простого к сложному.

Наглядность. На каждом занятии создаются условия для лучшего усвоения детьми
заданного материала.

Личностная ориентация. Осуществляется учет особенностей развития, состояния
здоровья и возраста каждого воспитанника.

Комплексность и интегрированность. Задачи данной программы
решаются в соответствии с развивающими задачами всего образовательного процесса ДОУ.
Программа ориентирована на принцип интеграции образовательных областей и
предполагает:
Художественно-эстетическое развитие:
развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия мира природы, музыки, становление
эстетического отношения к окружающему миру, реализация самостоятельной творческой
деятельности детей.
Социально-коммуникативное развитие:
взаимодействие ребёнка со взрослыми и сверстниками, становление самостоятельности,
целенаправленности и саморегуляции собственных действий, развитие социального и
эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование
готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование позитивных установок
к творчеству.
Познавательное развитие:
развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации, формирование
познавательных действий, развитие воображения и творческой активности, формирование
представлений об объектах окружающего мира.
Речевое развитие:
владение речью как средством общения между людьми.
Физическое развитие:
развитие координации движений, мелкой моторики рук и фалангов пальцев, активизация
волевой сферы, формирование правильной осанки.
1.4.
Целевые ориентиры
Основной формой работы является занятие с песком, которое предполагает взаимодействие
педагога с детьми и строится на основе индивидуального подхода к ребенку. Образовательная
деятельность реализуется в соответствии с тематическим планом, с применением методов и
форм соответствующих психофизиологическим особенностям обучающихся.
Используемые методы и приемы обучения:







игровой;
наглядный;
словесный (использование художественного слова, вопросы, указание, пояснение);
практический (самостоятельное выполнение детьми рисунков, заданий);
исследовательский;
метод «подмастерья» (взаимодействие педагога и ребёнка в едином творческом процессе);
6















сотворчество;
педагог сначала показывает на песке все движения, затем дети их повторяют;
выполняют вместе со взрослым — “рука в руке”.
мотивационный (убеждение, поощрение)

1.5.
Ожидаемые образовательные результаты:
В результате освоения программы дети приобретают технические навыки и умения при
использовании светового стола и песка для создания изображений.
В их числе:
Расширят своё представление о свойстве песка;
Овладеют техникой безопасности при игре с песком;
научатся применять приёмы создания фона (наброс и насыпание, расчищение, вырезание,
рисование струйкой, линейный, щепотка).
освоение элементарных правил владения инструментами для рисования песком;
Осуществлять плавные движения при насыпании фона, деталей предметных изображений,
работать пальцами обеих рук поочередно и одновременно, координировать положение
пальцев рук (сжимать в кулачки, расставлять на определенное расстояние, контролировать
расстояние между пальцами и др., набирать песок в кулак и сыпать его струйкой, рисовать
пальцем, одновременно использовать нескольких пальцев при рисовании, проводить четкие
прямые, извилистые, длинные, короткие линии в заданном направлении, рисовать при помощи
обеих рук (синхронно), при помощи отпечатка ладоней, ребром ладони, рисовать круги и
спирали нужного размера, фигуры вытянутой формы указательным пальцем.
соблюдение принципов композиции;
умение дополнять композицию художественными материалами (пуговицы, камни, ракушки,
стеклянные шарики и т.д.).
1.6.
Система оценки результатов освоения Программы
Для оценки эффективности реализации Программы дополнительного образования по
рисованию песком на световых столах «Песочная сокровищница», можно воспользоваться
разработкой И.А. Лыковой, автора программы «Цветные ладошки», которая предлагает
педагогическую диагностику (мониторинг) художественно-творческого развития детей 4–5 лет.
Опираясь на наблюдения во время занятий и анализ детских работ, заполняются таблицы 2 раза
в учебном году: на начало учебного года и на конец учебного года.
Педагогическая диагностика (мониторинг) художественно-творческого развития детей
4–5 лет И.А. Лыковой
Критерии:
1 - Активно, уверенно, с интересом изображает знакомые объекты и явления (бытовые,
природные, социальные), самостоятельно воплощает в рисунке простые сюжеты на темы
окружающей жизни, художественной литературы, любимых мультфильмов, передавая при этом
свое отношение к окружающему миру.
2 - В создаваемых образах передает доступными графическими средствами различные признаки
изображаемых объектов (форма, пропорции, фактура, характерные детали).
3 - Выражает свои представления, переживания, чувства, мысли доступными изобразительно выразительными средствами; проявляет эстетические эмоции и чувства при восприятии своих
собственных рисунков и рисунков других детей.
Уровни овладения:
Сформирован – в рисовании ребенок создает оригинальные, эмоционально выразительные
образы и выражает свое отношение к ним; создает сюжеты, разнообразные по тематике и
содержанию; дает эстетические оценки воспринимаемому в изобразительном искусстве
(красиво или некрасиво, грустно или весело);
7

Частично сформирован – ребенок интересуется изобразительным искусством, выражает свое
отношение вербально и доступными изобразительно-выразительными средствами; владеет
практическими навыками, но испытывает затруднения при самостоятельном выборе замысла,
разработке сюжета, часто следует образцу; охотно включается в коллективную деятельность, но
не охотно выступает инициатором; обращается за помощью к взрослому и сверстникам;
Точка роста – ребенок не проявляет заметного интереса к изобразительному искусству;
вовлекается в рисование лишь по приглашению взрослого; мотивирует свою пассивность
«неумением» и «нежеланием»; не выражает свое отношение к ее процессу и результату; создает
схематичное изображение по образцу, копируя чужие рисунки и повторяя свои без особых
изменений.
Таблица для фиксации результатов мониторинга

№

Фамилия
Имя
ребенка,
возраст

С интересом
изображает
знакомые
объекты и
явления,
самостоятельно
воплощает в
рисунке простые
сюжеты

1.

НГ

КГ

Уровни развития
Передает
Выражает свои
доступными
представления,
графическими
чувства, мысли
средствами
доступными
различные
изобразительно признаки
выразительными
изображаемых
средствами;
объектов
проявляет
эстетические
эмоции и
(форма,
чувства при
пропорции,
восприятии своих
фактура,
собственных
характерные
рисунков и
детали)
рисунков других
детей..
НГ
КГ
НГ
КГ

Формы подведения итогов: при подведении итогов реализации программы демонстрируется
слайд – шоу фотографий с детскими работами за весь срок реализации программы «Песочная
сокровищница».
Форма организации занятий: основной формой является подгрупповое проведение занятий с
сухим песком. Для успешной реализации программы создаются группы численностью 6
человек.
Режим организации занятий: занятия проводятся в специально оборудованном кабинете 4
раза в месяц, в первой половине дня, продолжительностью 20 минут.
Сроки реализации программы: программа рассчитана на воспитанников в возрасте 4-5 лет
сроком на 1 год.
Принципы комплектования группы и организации работы:
 Учет интересов и способностей детей.
 Желание родителей.
 Добровольное участие детей.
 Учет психофизических особенностей детей.
II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Структура занятий

8






Каждое занятие с детьми состоит из 4 частей: подготовительной, вводной, основной и
заключительной.
Подготовительная часть занятия включает в себя эмоциональное взаимодействие педагога с
детьми (приветствие), проведение упражнений для развития мелкой моторики,
наблюдательности, подготовки руки к рисованию.

Вводная часть предусматривает использование муз. произведений для создания
эмоционально-творческой атмосферы обучения, развития, проведение беседы с детьми о том,
что будем рисовать, проведение развивающих игр на создание образов (творческое развитие),
развитие, закрепление и совершенствование техники постановки рук для рисования песком.

Основная часть – непосредственная работа с песком по тематике занятий, где дети создают
на песке неповторимые шедевры своими руками. Рисование песком является одним из
важнейших средств познания мира и развития эстетического восприятия, т. к. тесно связано с
самостоятельной и творческой деятельностью. Это один из способов изображения
окружающего мира. В процессе продуктивной творческой деятельности дети моделируют на
песке точки, завитки, геометрические фигуры; добавляют песок для насыщенности цвета;
создают рисунки на основе геометрических фигур: круга, овала, квадрата, прямоугольника,
треугольника; сюжетное рисование по предлагаемым темам и замыслу, "раскрашивание"
рисунков. В процессе обучения дети учатся формулировать замысел и удерживать его на
протяжении деятельности. Для воплощения каждого замысла используется определенное
количество песка, выделяется центральная фигура, задуманная ребенком, остальные детали
прорисовываются дополнительно. Добавляя горсти песка, дети учатся делать рисунок темным,
ярким, а убирая лишнее - светлым, прозрачным, пытаются передавать в рисунке свое
настроение, чувства и мысли.

 Заключительная часть предполагает рефлексию изобразительной деятельности - развитие
умения оценивать свои рисунки и рисунки других детей, отмечая при этом их эстетическую
привлекательность.
РИТУАЛ «ВХОДА» В «ПЕСОЧНЫЙ МИР».
Для того, чтобы нам войти в этот волшебный мир, нам нужно поздороваться с песком.
Ребята, а как можно поздороваться с песком? Дети придумывают способы (прикоснуться
ладошками к поверхности планшета, слегка постучать по нему пальцами, погладить … и пр.).
Упражнение «Здравствуй, песок!»
Педагог просит придумать различные варианты, как можно «поздороваться с песком».
Можно различными способами, например, дотронуться до песка.
• дотронуться до песка поочередно пальцами одной, потом второй руки, затем всеми пальцами
одновременно;
• легко, с напряжением сжать кулачки с песком, затем медленно высыпать его на планшет;
• дотронуться до песка всей ладошкой — внутренней, затем тыльной стороной;
• перетереть песок между пальцами, ладонями.
Послушайте… Песок тоже с вами здоровается. Вы слышите?.. Он говорит тихим голосом,
потому что ему грустно и одиноко.
А давайте его развеселим!
Игровое упражнение «Пощекоталочки»
Как можно пощекотать песок? Покажите.
Пощекочем песок сначала одной рукой каждым пальчиком, затем другой. А теперь пощекочем
двумя руками. Теперь плавными движениями как змейки побежали по песку пальчиками.
Давайте его пощекочем между ладонями. Вы слышите, как он смеется?
Вот мы и развеселили песок!
(Дети выполняют упражнение: различными способами дотрагиваются до песка и отвечают на
вопросы взрослого). Теперь мы подружились с песком и нам комфортно в песочном мире.
9

Педагог знакомит с игрушкой – посредником в играх с песком.
Нас встречает хранительница песочного мира Черепашка. Она – добрая волшебница, охраняет
песок от всяких недобрых гостей. Ей очень хочется познакомиться с вами и пригласить всех к
себе в гости в свой песочный мир. (Детям предлагается по очереди назвать Черепашке свои
имена).
Гостеприимная Черепашка иногда бывает грустной, когда подружки-песчинки выпадают из
ящика и не возвращаются домой. Черепашка просит тебя соблюдать следующие правила.
Правила Черепашки:
1. Береги песчинки — старайся так сыпать песок, чтобы он не просыпался мимо ящика.
2. Песчинки очень не любят, когда их берут в рот или бросаются ими в других детей. Старайся не
дотрагиваться руками во время работы с песком до лица. Следи, чтобы песок не попал в глаза и в
рот.
3. После рисования помогите Черепашке убрать все игрушки на свои места.
4. Черепашка любит, когда у детей чистые руки. После занятий с песком надо вымыть руки.

Черепашка хранит секретные превращения песка в различные волшебные картины, но вам она их
со временем все раскроет, поскольку вы будете соблюдать ее просьбы и правила рисования с
песком. Чтобы окончательно погрузиться в мир песка Черепашка предлагает произнести
заклинанье:
«Черепашка, мы с тобой,
В мир песочный войдем!
Обещаем рисовать
И песок не высыпать».
(Дети произносят заклинание)

РИТУАЛ «ВЫХОДА» ИЗ «ПЕСОЧНОГО МИРА».
Дети придумывают способы прощания с «песочным миром» и Черепашкой.

«Прощай, волшебный мир песка.
И не охватит нас тоска.
Ведь скоро в мир песка вернемся
И Черепашке улыбнемся». (Дети произносят прощальное заклинание)

10

2.2 Учебно-тематический план кружка «Песочная сокровищница» (количество занятий)
Месяцы

Дети 4-5 лет

Октябрь
Ноябрь
Декабрь
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май
Всего занятий:

4
4
4
4
4
4
4
4
32

Календарно-учебный график
Группа
Дети 4-5 лет

Количество занятий
В неделю
В месяц
1
4

В год
32

В неделю
20 минут

11

Количество часов
В месяц
1 час 20 минут

В год
10 часов 40 минут

Темы занятий

НК

№а о В
ил
ми
е ч
не
о с
вт
а в
но
и
е ч
ра
а с
з о
дв
е
л
о
в
,
т
е
м
1 В
в
о
д

12

с
е
г
о

1

2

н
о
е
з
а
н
я
т
и
е
«
П
е
с
о
ч
н
а
я
с
к
а
з
к
а
»
В
о
л
ш
е

«11

13

3

б
н
ы
е
л
и
н
и
и
»
Г
е
о
м
е
т
р
и
ч
е
с
к
и
е
п
р
е
в
р
а
щ

«11

14

е
н
и
я
:
В
о
л
ш
е
б
н
ы
й
к
в
а
д
р
а
т
и
п
р
я
м
о
у
г
о
л
ь

15

н
и
к
»
4 «
Г
е
о
м
е
т
р
и
ч
е
с
к
и
е
п
р
е
в
р
а
щ
е
н
и
я
:
В

11

16

е
с
е
л
ы
й
т
р
е
у
г
о
л
ь
н
и
к
»
5 «
Г
е
о
м
е
т
р
и
ч
е
с
к
и

11

17

6

е
п
р
е
в
р
а
щ
е
н
и
я
:
К
р
у
г
л
ы
е
ф
а
н
т
а
з
и
и
»
В
о

«11
18

7

8

л
ш
е
б
н
ы
е
о
т
п
е
ч
а
т
к
и
»
Т
у
ч
к
а
и
д
о
ж
д
и
к
»

«11

«11

19

9

10

Д
а
р
ы
о
с
е
н
и
»
К
и
с
т
и
с
п
е
л
ы
е
р
я
б
и
н
»
В
е
с

«11

«11

20

11

ё
л
ы
е
г
р
и
б
о
ч
к
и
»
В
о
т
ё
ж
и
к
–
н
и
г
о
л
о
в
ы
,
н

«11

21

12

13

и
н
о
ж
е
к
!
»
Н
о
в
о
г
о
д
н
я
я
ё
л
о
ч
к
а
»
С
н
е
г
о

«11

«11

22

14

15

в
и
к
»
З
и
м
н
и
й
л
е
с
»
Т
а
к
и
е
р
а
з
н
ы
е
д
о
м
и
к

«11

«11

23

16

и
»
М
ы
е
д
е
м
,
е
д
е
м
,
е
д
е
м
в
д
а
л
е
к
и
е
к
р
а
я
»

«11

24

17

18

П
т
и
ц
а
м
х
о
л
о
д
н
о
з
и
м
о
й
»
С
к
а
з
о
ч
н
ы
е
г
е

«11

«11

25

19

р
о
и
»

С
е
л
а
к
о
ш
к
а
н
а
о
к
о
ш
к
о
»
20 «
П
о
д
а
р
о
к
п

«11

11

26

21

а
п
е
»
(
т
а
н
к
,
с
а
м
о
л
е
т
,
к
о
р
а
б
л
и
к
)
Б
у
к
е

«11

27

т
д
л
я
м
а
м
ы
к
8
м
а
р
т
а
»
22 «
В
е
с
н
а
к
р
а
с
н
а
»
23 «
Ц

11

11
28

24

25

в
е
т
о
к
в
г
о
р
ш
к
е
»
о
р
с
к
о
й
м
и
р
“
Р
ы
б
к
а
”
К

М1 1

«11
29

26

27

о
с
м
о
с
.
Р
а
к
е
т
а
»
О
в
е
ч
к
а
»
Т
о
р
т
с
о
с
в
е
ч

«11

«11

30

28

29

а
м
и
»
.
Ц
в
е
т
о
ч
н
а
я
п
о
л
я
н
к
а
»
З
в
ё
з
д
о
ч
к

«11

«11

31

30

31

и
н
а
н
е
б
е
»
Б
о
ж
ь
я
к
о
р
о
в
к
а
»
Б
а
б
о
ч
к
а
–
к

«11

«11

32

32

р
а
с
а
в
и
ц
а
»
С
к
о
р
о
л
е
т
о
»

т
о
г
о

«11

И 3
2
ч

2.3. Содержание программы
Кол-во
занятий
33

№

1
2

3

4

5

6

Тема

Содержание

Задачи

ОКТЯБРЬ
Беседа по технике безопасности. Освоение
Вызвать интерес к рисованию песком.
самых простых приемов рисования песком на Познакомить детей с техникой безопасности.
стекле светового стола.
Познакомить детей с нетрадиционной
изобразительной техникой рисования песком на
стекле.
«Волшебные
Вспомнить правила поведения с песком. Дети Знакомство детей с техникой рисования на песке.
линии»
практикуются рисовать на песке. Техника
Формировать умение принять и реализовать
процарапывания горизонтальных,
творческую задачу.
вертикальных, прямых и волнистых линий
Закрепить правила техники безопасности рисования
как одним, так и всеми пальцами.
песком.
«Геометрические Рисование квадратов, прямоугольников
Экспериментирование с рисунком (трансформация
превращения:
техникой процарапывания. Графомоторные
образа в соответствии с предложенным изменением).
Волшебный
упражнения. Превращение изображений
Развитие образного мышления и творческого
квадрат и
фигур в изображение предметов той же
воображения, фантазии.
прямоугольник» формы.
«Геометрические Рисование треугольников техникой
Экспериментирование с рисунком (трансформация
превращения:
процарапывания. Графомоторные
образа в соответствии с предложенным изменением).
Веселый
упражнения. Превращение изображений
Развитие образного мышления и творческого
треугольник»
фигур в изображение предметов той же
воображения, фантазии.
формы.
НОЯБРЬ
«Геометрические Рисование кругов техникой процарапывания. Экспериментирование с рисунком (трансформация
превращения:
Графомоторные упражнения. Превращение
образа в соответствии с предложенным изменением).
Круглые
изображений фигур в изображение предметов Развитие образного мышления и творческого
фантазии»
той же формы.
воображения, фантазии.
«Волшебные
Видоизменять отпечаток ладошки и ребра
Учить рисовать различные образы из отпечатка
отпечатки»
кулака в различные образы.
ладошки, кулачка, дополняя композицию по замыслу.
Самостоятельный выбор приёмов рисования Развивать фантазию, чувство формы.
песком.
Вводное занятие
«Песочная
сказка»

34

в ср. гр.
1

1

1

1

1

1

7

«Тучка и
дождик»

8
«Дары осени»

9

«Кисти спелые
рябин»

10

«Весёлые
грибочки»

11

«Вот ёжик – ни
головы, ни
ножек!»

12

«Новогодняя
ёлочка»

Знакомая форма – новый образ. Работа на
световом столе с сухим песком.
Рисование по «темному» кулачком,
пальчиками

Продолжать знакомство с правилами поведения во
время рисования песком. Развивать умение рисовать
прямые вертикальные линии; воображение и
творческое мышление; мелкую моторику и повышение
тактильной чувствительности.
Превращение пятна в образ, фигуру, Развивать тактильную чувствительность,
предмет.
совершенствовать умение рисовать одним
Рисование овощей и фруктов.
несколькими пальцами овощи различной формы;
развивать память, внимание, ориентировку в
Составление композиций по замыслу
пространстве; Учить рисовать несложную композицию
из трех- четырех предметов.

1

1

ДЕКАБРЬ
Превращение пятна в образ, фигуру, предмет. Формировать навыки работы в технике рисования 1
Учить способам изменения образа путем песком. Развивать гибкость и пластичность кистей рук.
добавления деталей.
Учить передавать в рисунке кисть рябины
Рисование указательным
Учить наносить ритмично и равномерно точки на всю 1
пальцем. Рисование на световом столе грибов поверхность. Закрепить умение равномерно наносить
и ягод.
песок, изображая грибы различные по величине и
форме. Снятие напряжение рук.
Рисование ежиков на световом столе, Продолжать учить рисовать пальчиком прямые 1
выстраивание сюжета.
вертикальные
линии.
Развивать
тактильную
Создание песочной картины.
чувствительность, мелкую моторику рук, мышление,
воображение.
Рисование ёлочки и украшение цветными
Познакомить с разными способами рисования ёлки.
1
камушками. При желании, ребенок может
Вызвать интерес к созданию изображения на песке,
дополнить свой рисунок новогодним
Закреплять умение дополнять рисунок, украшая дерево
сюжетом.
елочными украшениями и гирляндами. Развивать
фантазию, воображение, эмоциональное отношение к
изображаемому.
ЯНВАРЬ
35

13

14

15

16

17
18
19

20

«Снеговик»

«Зимний лес»

«Такие разные
домики»
«Мы едем, едем,
едем в далекие
края»
«Птицам
холодно зимой»
«Сказочные
герои»
«Села кошка на
окошко»
«Подарок папе»
(танк, самолет,
кораблик)

Рисование снеговика, выстраивание сюжета
«снеговик за окном».

Развивать мелкую моторику рук, развивать тактильную 1
чувствительность детей, формировать навык рисования
щепоткой из пальцев. Глаза, нос – сыпать песок
пальчиками по длине носа.
Учить создавать образы под музыку, развивать
Продолжать использовать нетрадиционную
1
творческое воображение. Побуждать детей отражать в
изобразительную технику рисования песком
пальцами, всей ладонью, наносить ритмично деятельности эмоциональное состояние.
и равномерно различные линии.
Рисование домика на световом столе Познакомить с приёмами работы с песком, как
1
Используем точки, линии, круги.
художественным материалом, с основными приёмами
рисования.
Развивать воображение и творческое
мышление; рисование вертикальных, горизонтальных,
линий, насыпью из кулачка - окошечки.
Свободное рисование машин, автобусов,
Учить моделировать необычные виды транспорта 1
пароходов, и т.д. по замыслу или с
путем дополнения деталями готовой формы.
использованием трафаретов, схем.
Развивать воображение, чувство формы.
ФЕВРАЛЬ
Рассматривание
Учить наносить ритмично и равномерно различные 1
иллюстраций с зимующими птицами, линии (прямые, извилистые, длинные, короткие).
рисование птиц песком.
Закрепить умение равномерно наносить песок. Снятие
тонуса кистей рук.
Рисование сказочных домиков, сказочных
Развивать способности к сюжетосложению.
1
героев. Рисование фона, композиции.
Развивать умение передавать характер персонажей.
Использование различных техник и способов.
Прорисовка контура кошки на световом
Развивать тактильную чувствительность, развивать 1
столе. Применение приёма рисования песком воображение,
формировать
навык
рисования
- рисования указательным пальцем по песку. щепоткой. Учить рисовать пальчиком прямые линии,
симметрично отражать линии. Развивать чувство
композиции.
Создание сюжета по заданной теме.
Продолжать знакомство детей с приемом рисования 1
указательным
пальцем
по
песку,
выполнять
объединение сюжетов.
36

21

22
23

24

25
26
27
28

МАРТ
Рисование букета цветов, составление Учить детей рисовать цветы разной формы и размера,
«Букет для мамы композиции.
Самостоятельный
выбор составляя цветочные композиции.
к 8 марта»
приёмов рисования песком.
Вызвать у детей творческий интерес, эмоциональную
отзывчивость, желание творить.
Поддерживать поиск оригинальных способов рисования
«Весна Создание весеннего пейзажа.
весенних признаков. Закрепить ранее усвоенные умения и
красна»
«Цветок в
горшке»
Морской мир
“Рыбка”
«Космос.
Ракета»
«Овечка»
«Торт со
свечами».
«Цветочная
полянка»

1

1

навыки в технике рисования. Развивать положительные
эмоции. Развивать творческую активность, память.

Выкладывание композиции на
световом столе.

Закреплять умение выкладывать композицию на
1
световом столе из цветных камешков, дополняя
рисунок из песка (дорисовываем бутоны цветов,
лепестки).
Рисование рыбок на световом
Ознакомление с приёмами создания фона (наброс и 1
столе. Создание сюжета по заданной теме.
насыпание). Учить наносить извилистые и прямые
линии непрерывно.
АПРЕЛЬ
Рисование звезд и комет, планет, космических
Развивать чувство композиции.
1
кораблей. Рисование фона, композиции.
Использование различных техник и способов.

Уточнять представления о космосе.
Направить активность детей на самостоятельный поиск
способов создания сюжета.
Рисование спирали закручивающейся к центру и 1
раскручивающейся.
Формировать
умение
создавать
сюжетную композицию.

Показать способы рисования кулачком.
Применение приёма рисования песком рисования указательным пальцем по песку.
Рисование открытки на световом столе.

Продолжать осваивать способы рисования одним пальцем, 1
приёмы рисования песком (точки, линии, круги).

Рисовать красивые цветы, используя
разнообразные формообразующие движения,
применяя разные техники и приемы. Составление
цветочных композиций. Трансформация образов.

Учить детей рисовать цветы разной формы и размера.
1
Формировать у детей творческий потенциал с помощью
нетрадиционной техники изобразительной деятельности
песочной живописи.

МАЙ
37

29
30
31
32

«Звёздочки на
небе»
«Божья коровка»
«Бабочка –
красавица»
«Скоро лето»

Рассматривание иллюстраций на тему «ВОВ»,
«9 Мая - день Победы». Создание сюжета по
заданной теме.
Рисование насекомых, используя разные приёмы
рисования на песке.Использование различной
техники и способов.
Рисование насекомых, используя разные приёмы
рисования на песке. Составление композиций из
бабочек. Использование различной техники
Рисование летних композиций с применением
разных техник.

38

Продолжать
знакомство
с
приемами
рисования 1
симметрично двумя руками, используя дополнительные
инструменты.
Учить рисовать образы бабочек, используя песок для 1
тушёвки. Развивать творческое воображение
Учить рисовать образ божьей коровки, используя песок для
тушёвки. Развивать творческое воображение

1

Учить рисовать летние пейзажи.
Развивать творческое воображение, композиционные
умения. Вызывать положительные эмоции при рисовании
песком.

1

III. Организационный раздел
3.1. Методическое обеспечение программы
Дидактическое обеспечение программы:
Оборудование «педагогической песочницы»
Инструменты
 Ложки
пластмассовые;
 Совочки
пластмассовые;
 Воронки;
 Мелкоячеистое
сито;
 Гребёнки,
грабельки, расчески
деревянные);
 кондитерский
шприц (бумажный
кулёк);

Материалы для рисования
 Трафареты;
 Массажные мячики;
 Маятник (грузик на
веревочке);
 Цилиндр с узорами;
 Палочки
деревянные
тонкие;
 Кисточки широкие
(круглые, плоские);
 Трубочки для коктейля
(выдувание рисунков);
 Цветная бумага;







Декоративные
украшения
Мелкие игрушки;
Цветные
камешки,
пуговицы,
бусины;
Стеклянные
шарики;
Ракушки;

Дополнительно
 Антистатик;
 Влажные
салфетки;
 Щетка и совок
для уборки.

Рисование с использованием вспомогательных приспособлений:

Чтобы рисование на песке в детском саду было увлекательнее, дети могут использовать не
только свои пальцы и ладони, но и дополнительные приспособления. Начиная с 16 занятия, в
работу вводятся дополнительные инструменты. С 17-19 занятия вводятся декоративные
украшения.
Чем ещё можно рисовать?

1. Художественные кисти разной жесткости. Ими удобно изображать волосы, шерсть.
2. Зубочистки, палочки для суши, кулинарные шпажки. Оптимальны для создания тонких и
изящных линий, причудливых узоров, детальной прорисовки. Желательно использовать
деревянные изделия, они не поцарапают пластиковое дно рисовального стола.
3. Расческа, небольшие грабли. С их помощью получаются аккуратные волны.
4. Цветная бумага. Ее кладут на световой стол, поверх сыплют песок. Незакрытые участки
рисунка получаются разноцветными. Метод применим для создания флористических
мотивов, абстрактных узоров.
5. Воронка. Насыпать через нее песок, создавать горки, дорожки, узоры – увлекательное
занятие.
6. Мелкоячеистое сито. С его помощью покрывают стол тонким песчаным слоем, который
может стать фоновой основой для рисунка.
7. Трафареты. Можно использовать готовые. Или вырезать их для занятия из пластиковых
крышек, картона. Или приспособить для этого разные плоские предметы. Нужно положить
их на чистую поверхность стола, присыпать песком, а затем аккуратно убрать.

39

8. Маятник. Прикрепите к нитке грузик округлой формы, дайте ребенку. Пусть раскачивает
маятник над песчаной поверхностью, создавая узоры разной глубины. Это замечательный
метод закрепления навыка правильного нажима и скорости движений при создании рисунка.
9. Цилиндр с узорами. Можно использовать туалетную втулку. Нанесите на нее узоры
толстым слоем горячего клея. Пусть катает цилиндр по песку, создавая узорчатые дорожки.
3.2. Условия реализации программы:
Материально-техническая база:
1. Световой песочный стеклянный стол 35/50 см с подсветкой;
2. Чистый кварцевый песок;
3. Шнур s-video (5 метров), подключение к электричеству-220 Вт.;
4. Фотоаппарат для фиксации результатов детской деятельности.
Кадровое обеспечение:
Занятия проводит педагог дополнительного образования Соловьева М.А. в специально
оборудованном кабинете 1 раз в неделю в первой половине дня.
1. Продуктивная деятельность детей (создание песочных рисунков).
2. Индивидуальная работа с детьми с целью отработки навыков песочного рисования - в
течение года.
3. Фото и (или) видеосъёмка детских работ - в течение года.
4. Творческие отчеты-выставки (фотосъёмка песочных рисунков) - в течение года.
Взаимодействие с родителями:
1. Открытый мастер-класс с детьми «Чудеса на песке»
2. Консультация в родительском уголке «Искусство рисования на песке» - Ноябрь.
3. Онлайн – фотовыставка «Мы рисуем песком» на сайте ДОО.
Методическое сопровождение:
1. Организация предметно - пространственной развивающей среды для художественноэстетического развития детей. (Июнь-август).
2. Подборка художественной литературы и наглядных пособий для песочного
рисования(создание мини- библиотеки). (Июнь-август).
3. Разработка перспективного плана на год по обучению детей среднего дошкольного возраста
рисованию песком. (Июль-сентябрь).
4. Подборка игр и упражнений на песочном столе. (Июль-сентябрь).
5. Создание картотеки «Пальчиковая гимнастика на песке» (Июль-сентябрь).
6. Подборка консультативного материала для родителей. (В течение года).
3.3. Техника рисования песком (основные приемы)
 ТЕХНИКА НАСЫПАНИЯ ИЗ КУЛАЧКА:
Песок зажимается в кулак и пропускается сквозь пальцы. Техника подходит для изображения
линий. Ребенок сжимает ладонь и тыльной стороной формирует пятно на песчаном слое. Взяв
песок в кулак, сжимаем его и держим вертикально, чтобы пальцы были обращены к рисующему.
Рукой, находящейся в нескольких сантиметрах от поверхности, начинаем водить по нужному
контуру. Песок должен высыпаться тонкой струйкой из отверстия между ладонью и согнутым
мизинцем. Силой сжатия пальцев контролируем ширину линии. Чем быстрее вести линию, тем
тоньше и изящней она получится. Данный вид техники применяется для затемнения
элементов рисунка внутри контуров или получения темных фигур с простым и сложным
40

очертанием. Положение руки и песка остаются прежними, меняются лишь движения кисти они
напоминают штрихование карандашом.
 ТЕХНИКА ЗАКИДЫВАНИЯ:
Используется для создания темного фона на большей части рабочей поверхности. Делается
несколькими быстрыми движениями. Ребром ладони как бы сбрасываем верхушку с песка,
лежащего вдоль края текла к центру или противоположному краю стекла. От амплитуды
движения будет зависеть, насколько далеко песок распространяется по поверхности. При
закидывании получаются причудливые песочные разводы. С помощью данной техники
удобно изображать небо, землю, море.

 ТЕХНИКА ЗАСЫПАНИЯ:
Используется для создания затемненных поверхностей. Данная техника позволяет создавать
градации и тонкие переходы на темных участках рисунка. Набираем песок в кулак и
держим его над поверхностью, повернув пальцы вниз, но сжимаем их не очень сильно – таким
образом, чтобы песок мог сыпаться сквозь щелочки. Совершая небольшие движения из стороны
в сторону параллельно поверхности, аккуратно рисуем темную поверхность в нужном месте. От
продолжительности процедуры засыпания песка будет зависеть степень темноты данного
участка рисунка. При использовании данной техники получаются поверхности с разными
контурами.
 ТЕХНИКА ВЫТИРАНИЯ:
Данный вид техники применяется для создания светлых участков на рисунке. Вытирая
лишний песок с поверхности, рисуем нужный силуэт из оставшегося песка. Положив ладонь на
поверхность, и немного нажимая на нее, двигаем кистью по стеклу в нужном направлении. Для
получения небольших светлых пятен используем боковую поверхность большого пальца.
 ТЕХНИКА ПРОЦАРАПЫВАНИЯ:
Итог процарапывания – создание светлого контура, схожего со следом карандаша или
фломастера. Для рисования используем подушечку пальца или ноготь.
 ТЕХНИКА ОТПЕЧАТКА:
Помогает добиваться имитации различных фигур и материалов. В зависимости от нужной
фактуры и общего замысла можно использовать отпечатки все ладони, пальцев, ребра ладони.
Также можно использовать различные предметы: расческу, кисти, картонку, трафареты.
 ТЕХНИКА РИСОВАНИЯ ЩЕПОТЬЮ:
Ребенок соединяет большой, средний и указательный пальцы, набирает немного песка и
рассыпает его. Способ позволяет передать тона и тени.
 ТЕХНИКА РИСОВАНИЯ ЛАДОНЬЮ:
Раскрытой ладонью ребенок разравнивает слой песка, стирает рисунок, оставляет отпечатки.





 ТЕХНИКА РИСОВАНИЯ
ПАЛЬЦАМИ: Этот способ позволяет создавать линии разной толщины и точки, добиваться
четкости изображения. Как правило, дети начинают работать указательным пальцем.
РЕБРОМ БОЛЬШОГО ПАЛЬЦА.
МИЗИНЦАМИ.
СИММЕТРИЧНО ДВУМЯ РУКАМИ: Побуждайте ребенка использовать все пальцы на обеих
руках, совершать параллельные движения. Это стимулирует мозговую деятельность.
41

 С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНСТРУМЕНТОВ: Рисунки, линии, орнаменты создаются при
помощи гребенки. Обратите внимание малыша на то, как меняется рисунок в зависимости от
силы нажима.
3.4. Способы засыпания рабочего стола:






просеивание (сквозь пальцы)
расхлопывание ладошкой
дождик (сыпем из кулачка)
торнадо (сыпем из двух кулачков)
волна
Противопоказания к работе песком:





Аллергия на пыль и мелкие частицы.
Легочные заболевания.
Кожные заболевания и порезы на руках.

Дезинфекция песка:

Обработка бактерицидным облучателем 2 раза в месяц в течение 45 минут. Отметка о
проведенной обработке песка заносится в график кварцевания, который находится в кабинете,
где проходят занятия по песочному рисованию.
!!! Занятия не проводятся в случае объявления в группе карантина.

3.5. Игры и упражнения с песком
Для развития изолированных движений указательного пальца.

Например: надавливание пальцем на предметы, лежащие на песке и на предметы, спрятанные в
песке издающие звук;
Для развития образной памяти, воображения.
«Дорисуй картинку»
Нарисуйте с помощью песка на световом столе круги, квадраты, треугольники и попросите
малыша дополнить картинку так, чтобы получилось солнышко, мяч, домик, флажок, кусочек
сыра.
Для развития пространственных представлений.
Например: начерти на песке план групповой комнаты, построй песчаный город, «Секреты».
«Солнце»
«Водный пейзаж»
Наберите песок в кулак, поднимите на 20-30 Для
его
создания
пройдитесь
см над поверхностью стола. Равномерно растопыренными пальцами по песчаной
высыпайте, стараясь не сдвигать руку. поверхности, изображая волны. В верхней
Песчинки, падая с высоты, отскакивают от части композиции сделайте тонкие штрихи
пластиковой поверхности, формируют кольцо, ногтем – это будет дальняя рябь. Ребром
а середина остается пустой. И ее диаметр тем ладони проведите горизонт, уберите излишки
шире, чем выше поднята рука.
в верхней части – это небо над водоемом
«Лист клена.
Горный пейзаж.
Насыпьте линии, формирующие контур и Быстрыми зигзагообразными движениями
42

прожилки листа. Сделайте контур резче, рассыпайте
песок
в
горизонтальном
проведя пальцем по внешнему краю линии, направлении. Ребром мизинца пройдитесь по
сдвигая песок внутрь. Ногтем пройдитесь по верхней части, убрав лишнее, чтобы
прожилкам. Очертите границу черешка.
получился рельеф
Для развития зрительно - моторной координации.
Например: игры-лабиринты, в которых
«Облака»
Наберите песок в кулак. Высыпайте его
нужно глазами и пальцем проследить
тонкой струйкой, совершая круговые не
извилистый путь сказочного персонажа
размашистые движения.
(«Колобок»).
Для формирования кинетической основы двигательного акта.
«Кошечка
«Шалтай-Болтай»
Положить кисти рук на поверхность песка
Положить правую кисть на песок ладонью
ладонями вниз. Сжать пальцы обеих рук
вверх, левую ладонью вниз. Одновременно
одновременно в кулак с захватом песка, затем
поменять
положение
кистей
рук
с
разжать их, разводя пальцы. При выполнении
пересыпанием песка.
движений кисти рук отрываются от
поверхности песка и затем кулак или ладонь
кладутся на песок.
Упражнения для кончиков пальцев.
«Молоточки»
Ударять подушечками пальцев по песку
последовательно, начиная с большого
пальца. Упражнение проводится под счет,
пальцами только правой или только левой
руки, затем одновременно пальцами обеих
рук.

«Гости»
Пальцы в гости приходили,
Тук, тук, тук – стучались в дверь.
Только дверь им не открыли,
Думали, что страшный зверь.
Дети постукивают по песку подушечками
всех пальцев одновременно.

«Мы играем»
«Цыпленок»
Ножки вместе, ровно спину.
Бедный маленький цыпленок
Мы сидим за пианино.
Кушать захотел спросонок.
Мы разучиваем гамму.
По песку он клювом бьет
Ножки вместе, спинку прямо.
Будто бы пшено клюет.
Дети
держат
кисти
рук
над
Дети постукивают по песку подушечкой
поверхностью песка и по очереди слегка безымянного пальца правой руки. Затем то
ударяют каждым пальцем о песок, как будто же самое левой рукой.
играют на пианино.
«Кран»
«Дятел»
Вот потек на кухне кран,
Вдруг в лесу раздался стук.
Капли капают в стакан.
Это дятел долбит сук.
Подскажите, как нам быть,
Он деревья не калечит,
Что нам в кране заменить?
Он деревья клювом лечит.
Дети постукивают по поверхности песка
Дети постукивают по песку подушечкой
подушечкой среднего пальца правой руки.
указательного пальца правой руки. Затем то
Затем то же самое левой рукой.
же самое левой рукой.
Графомоторные навыки.
Рисование. Срисовывание геометрических фигур. Задания на зарисовку деталей предметов:
дорисовывание незаконченных предметов; создание собственной картины. Рисование узоров.
43

Развитие мелкой моторики
• Действия с песком:
Сжать-разжать, захватить в щепотку;
Выложить по насыпанной дорожке камешки;

• Прикосновения к поверхности песка:
Ребром ладони нарисовать геометрические
фигуры;
Отыскать
в
песочнице
предметы,
определённый предмет;
• Рисование на песке:
• Работа с контурами и шаблонами:
«Дорожки»,
«Дорожки»
«Заборчики»,
Начинаем с простых линий - «Дорожка к
«Дожди»,
домику ёжика», затем переходим к ломаным
«Лесенки»,
линиям, прерывистым, различным по
интенсивности и напряжённости.
«Следы».
«Заборчики»
«Дожди»
Рисуем «заборчики» вокруг заданного
Отрабатываем
рисование
вертикальных
предмета, домика, героя.
линий
«Лесенки»
«Обведи по контуру»
Учимся
совмещать
вертикальные
и
Обведение пальцем контура или шаблона –
горизонтальные линии
подготовка руки к письму.
Развитие когнитивных процессов
Пересыпаем
употребляя
значение

«Назови ласково»
песочек,
называем
его,
уменьшительно-ласкательное

«Магазин»
Рисуем продукты, предлагаем покупателю.
Создание
ситуаций,
предложением, например:
яблоко», «Растёт ёлка».

выраженных
«Ёжик несёт

«Угадай, что я делаю?»
Обогащение словаря детей глагольной
лексикой пересыпаю, насыпаю, ровняю,
стряхиваю, глажу и т. д.)
«Разложи по корзинкам»
Рисуем корзину для фруктов, заполняем её,
то же самое с овощами.
«Повтори за мной»
Ребёнок повторяет действия педагога,
другого ребёнка по
предложенной схеме, проговаривая свои
движения: пересыпаю, засыпаю, подсыпаю,
досыпаю.

«Рисунки-паутинки»
Следуя инструкции, ребёнок рисует фигуры «В большом квадрате рисуем цветочек, на
цветке бабочку» и т.д.

Список литературы:
44

1. Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. «Чудеса на песке. Песочная игротерапия». – СПб. :
Институт специальной педагогики и психологии, 1998. – 50 с.
2. Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. «Чудеса на песке: Практикум по песочной
терапии». СПб. : Речь, 2005 -340 с.
3. Дубровская Н.В «Рисунки, спрятанные в пальчиках». – Спб., 2003.
4. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Грабенко Т. М. «Игры в сказкотерапии». СПб. : Речь, 2006 – 208 с.
5. Тупичкина Е.А. «Мир песочных фантазий: Программа обучения детей рисованию песочных
картин в технике «Sand-Art» для детей дошкольного и младшего школьного возраста. – М.:
АРКТИ, 2019. – 112 с. – (Учимся творчеству).
6. Козуб Н. В., Осипчук Э. И. В гостях у Песочной Феи. Организация педагогической песочницы и
игр с песком для детей дошкольного возраста. Методическое пособие для воспитателей и
психологов дошкольных учреждений. – СПб. : Речь; М. : Сфера, 2011.
7. Зейц Мариелла. «Пишем и рисуем на песке. Настольная песочница». -М: ИНТ,2010. (Редактор
русского издания И.А. Качанова).
8. Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. №5 май 2012. Статья О. А.
Белоусова «Обучение дошкольников рисованию песком. С.30.
9. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Программа и краткие методические рекомендации: Для работы с
детьми 4-5 лет./ Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. – М.: Мозаика – Синтез,
2018. – 192 с.
10. И.А. Лыкова. Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя группа:
(Образовательная область «Художественно – эстетическое развитие»): учебно – методическое
пособие – М.: ИД «Цветной мир», 2016. – 152 с., перераб. и доп.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
45

«Пальчиковая гимнастика на песке»
№

Название

Текст

Описание движений

1

«Солнышко»

Солнышко в глазки
Светит ребяткам.
Мы поиграем
С солнышком в прятки!

2

«Встреча»

У тебя есть пальчики.
У меня есть пальчики.
Пришла пора им встретиться
Готовьте чемоданчики.

3

«Черепашка»

Черепашка, черепашка
В панцире живет.
Высунет головку,
Обратно уйдет.

Положить кулачки на песок, можно
тихонько постукивать ими.
Затем высунуть указательный палец,
затем убрать его.

4

«Покормим
лошадку»

Одной рукой я травку рву,
Другой рукой я тоже рву.
Я травкой накормлю коня,
Вот сколько пальцев у меня!

Выполнять хватательные движения
песка поочередно левой и правой
руками. Чередовать прикосновения к
песку внутренней и наружной
сторонами ладони.

5

«Помощник»

Топором дрова колю,
А потом пилой пилю.
Отнесу их бабушке,
Чтоб испечь оладушки .

Двумя руками ударяем по
поверхности песка, ребром ладони .
Показываем на песочном планшете,
как пилит пила. Шагаем по песку
пальчиками как ножками.
Переворачиваем ладошки на песке.

6

«Гроза»

Капли первые упали,

Слегка постучать двумя пальцами
каждой руки по столу.
Внутренняя сторона ладони опущена
вниз; пальцы слегка согнуть и,
перебирая ими, следует показать, как
разбегаются пауки.
Постучать по столу всеми пальцами
обеих рук.
Скрестив руки, ладони соединить
тыльной стороной; махать пальцами,
сжатыми вместе.
Сильнее постучать по столу всеми
пальцами обеих рук.

Пауков перепугали.

Дождик застучал сильней.
Птички скрылись средь ветвей.
Дождь полил как из ведра,
46

Ладони лежат на песке, пальцы
раздвинуты.
Ритмично водим по поверхности
песка ладонями вправо-влево.
Сжимаем и разжимаем кулачки, как
бы прячем пальчики.
Ребенок закапывает пальцы обеих
рук в песок.
Педагог
закапывает пальцы обеих рук в
песок.
Пальчики ползут
под песком и встречаются.

Разбежалась детвора

В небе молния сверкает,
Гром все небо разрывает.
А потом из тучи солнце
Вновь посмотрит нам в оконце!

47

Указательный и средний пальцы
обеих рук бегают по столу,
изображая человечков; остальные
пальцы прижаты к ладони.
Нарисовать пальцем в воздухе
молнию.
Барабанить кулаками, а затем
похлопать в ладоши.
Поднять
обе
руки
вверх
с
разомкнутыми пальцами.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
Положение о разработке и реализации АООП ДО для воспитанников с ОВЗ.pdf (скачать)

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».