№
п/п
Содержание
Стр.
1.1.
I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
Пояснительная записка
3-5
1.2
Цель и задачи программы
5-6
1.3.
Принципы и интеграция
1.4.
Целевые ориентиры
1.5.
Ожидаемые образовательные результаты
1.6.
Система оценки результатов освоения Программы
6
6-7
7
7-8
II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1.
Структура занятий
9-10
2.2.
Учебно-тематический план
11-14
2.3.
Содержание программы
14-24
III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1.
Методическое обеспечение программы
3.2.
Условия реализации программы
3.3.
Техника рисования песком (основные приемы)
25-26
26
26-28
3.4. С Способы засыпания рабочего стола
28
Игры и упражнения с песком
28-30
3.5.
Список литературы
31
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Пальчиковая гимнастика на песке
32-33
2
Истоки способностей и дарований
детей – на кончиках их пальцев.
От пальцев, образно говоря,
идут тончайшие нити – ручейки,
которые питают источник творческой мысли.
Другими словами, чем больше мастерства
в детской руке, тем умнее ребенок».
В. Сухомлинский
-
-
-
I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ.
1.1. Пояснительная записка
Программа дополнительного образования составлена для проведения факультативных
занятий по рисованию песком на световых столах с детьми средней группы детского сада с
учетом требований к организации работы с детьми данного возраста.
Программа разработана в соответствии со следующими документами:
Конституцией РФ;
Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации;
Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования
(Приказ министерства образования и науки Российской Федерации от 17октября 2013 года
№1155);
Материалами заседания Правительства РФ о развитии дополнительного образования от 21
января 2016 г.;
Концепцией развития дополнительного образования детей, утвержденной распоряжением
Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. N 1726-р;
Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 года
№ 1008 "О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных
программ»;
Санитарно-эпидемиологическими требованиями к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи (СП 2.4.3648-20);
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от
28.09.2020 г. № 28;
Письмом департамента общего образования Министерства образования и науки РФ от 28
февраля 2014 г. N 08-249 «Комментарии к ФГОС дошкольного образования»;
Конвенцией о правах ребёнка;
Уставом муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский
сад № 154».
Направленность Программы «Песочная сокровищница» имеет художественно –
эстетическую направленность и решает задачи художественно-эстетического развития детей 45 лет.
Согласно Федеральному Государственному Образовательному Стандарту к структуре
дошкольного образования, акцент делается не на знаниях, умениях и навыках, а на
формировании общей культуры дошкольника, воспитании целостной, творческой личности
ребенка.
Рисование на песке – одна из форм естественной деятельности ребёнка. Именно поэтому мы,
взрослые, можем использовать песочницу в ходе развивающих и обучающих занятий. Создавая
картины из песка, придумывая различные ситуации, мы в наиболее органичной для ребёнка
форме передаем ему наши знания и жизненный опыт, события и законы окружающего мира.
Игра с песком - одно из самых любимых занятий детей. Но игра с песком - это не простое
времяпрепровождение. Это множество новых эмоций, развивающих игр и упражнений. Ребенок
сам тянется к песку, и надо только придать этой тяге творческую составляющую. Тогда из
3
обычного ковыряния в песке получается образовательный процесс. Главное достоинство
рисования на песке заключается в том, что ребенок простым и интересным способом может
построить целый мир, ощущая при этом себя творцом этого мира. Песочные рисунки несут в
себе возможность видоизменяться. Рисование песком для детей – это прекрасная возможность
для самовыражения, развития творческих склонностей в ребенке, а также простой и
действенный способ научиться выражать свои чувства, эмоции, переживания.
Песок и на взрослых, и на детей действует, как магнит. А ведь так важно потрогать,
прочувствовать этот материал именно руками, пальчиками. Песок рождает множество
ощущений: он шершавый и колючий, послушный и текучий, пересыпающийся. Приятно
теплый сверху, прохладный внутри. Мокрый или сухой, мелкий и с камушками. Это целая
палитра переживаний, которая нужна ребенку. Дети любят строить из него дороги, замки,
куличи, тоннели, варить кашу малышу. Играя с песком, ребенок сам регулирует своё
эмоциональное состояние. Песок – это медитативный материал, заземляющий на себе все
негативные эмоции. Можно вспомнить песочные часы, хоть они и созданы для отсчета
времени, но бывает трудно оторвать взгляд от падающих песчинок. А ощущение летом на
пляже, когда ваши руки ныряют в песок и бродят в песочной бездне. Зачерпывают песок
ладонями, и выпускают сквозь пальцы. Миллиарды песчинок падают струйками, и так
становится спокойно и умиротворяюще на душе.
Рисование песком - искусство относительно молодое. Зародилось оно в 70-х годах прошлого
столетия. Основоположником этой техники стала американский аниматор Кэролайн Лиф,
создавшая первый песочный анимационный фильм "Песок, или Петя и серый волк".
У искусства рисования песком множество названий - песочные картины, рисунки песком,
песочное шоу, песочная анимация, картины из песка, sand-art (искусство песка), шоу песчаных
картин.
Занятия рассчитаны на 4-5 летних детей (средняя группа) в количестве 8-и учебных часов в
месяц, 2 учебного часа в неделю. За основу взята программа Грабенко Т. М., ЗинкевичЕвстигнеева Т. Д. «Чудеса на песке», использованы практические рекомендации М. Зейц
«Пишем и рисуем на песке», Тупичкиной Е.А. «Мир песочных фантазий».
Данный вид рисования - один из самых необычных способов творческой деятельности, т. к.
дети создают на песке неповторимые шедевры своими руками. Удивительным образом горсть
песка превращается в пейзаж, звездное небо, лес или море. Песок - та же краска, только
работает по принципу "света и тени", прекрасно передает человеческие чувства, мысли и
стремления. Рисование песком является одним из важнейших средств познания мира и развития
эстетического восприятия, т. к. тесно связано с самостоятельной и творческой деятельностью.
Это один из способов изображения окружающего мира. По мере освоения техники рисования
песком обогащается и развивается внутренний мир ребенка.
Актуальность создания дополнительной общеразвивающей Программы
«Песочная сокровищница» во-первых, продиктована современными требованиями общества к
личности человека, ребенка. Рисование на песке - прекрасное средство развития творчества,
умственных способностей, эстетического вкуса, а также конструкторского мышления детей.
Во-вторых, актуальность обусловлена тем, что в настоящее время организация дополнительных
образовательных услуг в дошкольном учреждении – неотъемлемый компонент социального
заказа общества, а также результат последовательного решения федеральных и региональных
задач в области образования.
Новизна Программы:
создание системы работы по использованию рисования песком в развивающей деятельности в
условиях дошкольного учреждения и ее внедрение в работу с детьми. Эта система включает в
себя разработку этапов работы в соответствии с возрастными особенностями детей, структуру
занятий, овладение техническими элементами рисования песком;
предоставляются широкие возможности для развития способов умственной деятельности,
инициативы, самостоятельности воспитанников.
4
индивидуальность и занимательность содержания образовательного процесса; результативная
совместная творческая деятельность всех участников образовательного процесса.
Практическая значимость Программы: рисование песком не только интересная,
увлекательная, занимательная деятельность, которая развивает творческий потенциал ребенка,
но и повышает самооценку, уверенность в себе, развивает психические функции, мелкую
моторику рук. Развивающие занятия открывают возможности для позитивной социализации
ребенка, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе
сотрудничества со взрослыми и сверстниками, что подтверждают ФГОС ДО. Рисование песком
- это естественная и доступная каждому ребенку форма деятельности. Ребенок часто словами не
может выразить свои переживания, страхи. Он проигрывает тревожащие его ситуации, создает
картину собственного мира из песка, освобождается от напряжения. Он приобретает опыт
положительного разрешения жизненных ситуаций. А для педагога это еще один способ понять
чувства ребенка. Целью программы является: развитие тактильной чувствительности,
творчества и воображения создание положительного эмоционального настроя детей
посредством работы в технике рисования песком.
Возрастные особенности детей 4-5 лет:
К концу среднего дошкольного возраста восприятие детей становится более развитым. Они
оказываются способными назвать форму, на которую похож тот или иной объект. Могут
вычленять в сложных объектах простые формы и из простых форм воссоздавать сложные
объекты. Дети способны упорядочить группы предметов по сенсорному признаку –
величине, цвету; выделить такие параметры, как высота, длина и ширина.
Возрастает объем памяти.
Начинает складываться произвольное внимание.
Начинает развиваться образное мышление.
Увеличивается устойчивость внимания. Ребёнку оказывается доступной сосредоточенная
деятельность в течение 15 – 20 минут. Он способен удерживать в памяти при выполнении
каких-либо действий несложное условие.
1.2. Цель и задачи программы:
Цель:
Развитие творческих способностей с помощью техники рисования песком на
световом столе. Развитие мелкой моторики пальцев рук.
Задачи:
Обучающие:
сформировать интерес к искусству рисования песком на световых столах;
помочь детям овладеть техническими умениями в работе с сыпучим материалом – регуляции
силы движений определенной амплитуды, ритмичности движений, навыком изменять размах
и направление руки при рисовании, способностью гармонично сочетать свет и тень;
познакомить с различными техниками рисования песком;
•
Развивающие:
развивать умение передавать форму, строение предмета, пропорции предмета, используя
разные оттенки света и тени;
развивать композиционные умения при изображении групп предметов или сюжета;
развивать тактильную чувствительность, мелкую моторику руки, зрительно-моторную
координацию и межполушарное взаимодействие;
развивать творческое мышление и воображение;
развивать интерес к совместной со сверстниками и взрослыми деятельности.
Воспитательные:
формировать устойчивый интерес к художественной деятельности;
5
воспитывать у детей чувство прекрасного, умение видеть красоту в окружающем мире;
воспитывать положительное отношения к своему рисунку и изображениям сверстников;
воспитывать усидчивость, стремление начатое дело доводить до конца.
1.3. Принципы и интеграция образовательных областей
Данная программа построена с учётом ФГОС ДО и базируется на принципах дошкольного
образования:
Систематичность. Занятия проводятся регулярно, в системе.
Доступность и сознательность. На каждом занятии создаются условия для
формирования активного устойчивого интереса детей к творческой деятельности вообще и
решению конкретных задач определенного занятия. Занятия планируются с учетом
возрастающей трудности, от простого к сложному.
Наглядность. На каждом занятии создаются условия для лучшего усвоения детьми
заданного материала.
Личностная ориентация. Осуществляется учет особенностей развития, состояния
здоровья и возраста каждого воспитанника.
Комплексность и интегрированность. Задачи данной программы
решаются в соответствии с развивающими задачами всего образовательного процесса ДОУ.
Программа ориентирована на принцип интеграции образовательных областей и
предполагает:
Художественно-эстетическое развитие:
развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия мира природы, музыки, становление
эстетического отношения к окружающему миру, реализация самостоятельной творческой
деятельности детей.
Социально-коммуникативное развитие:
взаимодействие ребёнка со взрослыми и сверстниками, становление самостоятельности,
целенаправленности и саморегуляции собственных действий, развитие социального и
эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование
готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование позитивных установок
к творчеству.
Познавательное развитие:
развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации, формирование
познавательных действий, развитие воображения и творческой активности, формирование
представлений об объектах окружающего мира.
Речевое развитие:
владение речью как средством общения между людьми.
Физическое развитие:
развитие координации движений, мелкой моторики рук и фалангов пальцев, активизация
волевой сферы, формирование правильной осанки.
1.4. Целевые ориентиры
Основной формой работы является занятие с песком, которое предполагает взаимодействие
педагога с детьми и строится на основе индивидуального подхода к ребенку. Образовательная
деятельность реализуется в соответствии с тематическим планом, с применением методов и
форм соответствующих психофизиологическим особенностям обучающихся.
Используемые методы и приемы обучения:
игровой;
наглядный;
словесный (использование художественного слова, вопросы, указание, пояснение);
практический (самостоятельное выполнение детьми рисунков, заданий);
исследовательский;
6
метод «подмастерья» (взаимодействие педагога и ребёнка в едином творческом процессе);
сотворчество;
педагог сначала показывает на песке все движения, затем дети их повторяют;
выполняют вместе со взрослым — “рука в руке”.
мотивационный (убеждение, поощрение)
1.5. Ожидаемые образовательные результаты:
В результате освоения программы дети приобретают технические навыки и умения при
использовании светового стола и песка для создания изображений.
В их числе:
Расширят своё представление о свойстве песка;
Овладеют техникой безопасности при игре с песком ;
научатся применять приёмы создания фона (наброс и насыпание, расчищение, вырезание,
рисование струйкой, линейный, щепотка).
освоение элементарных правил владения инструментами для рисования песком;
Осуществлять плавные движения при насыпании фона, деталей предметных изображений,
работать пальцами обеих рук поочередно и одновременно, координировать положение
пальцев рук (сжимать в кулачки, расставлять на определенное расстояние, контролировать
расстояние между пальцами и др., набирать песок в кулак и сыпать его струйкой, рисовать
пальцем, одновременно использовать нескольких пальцев при рисовании, проводить четкие
прямые, извилистые, длинные, короткие линии в заданном направлении, рисовать при помощи
обеих рук (синхронно), при помощи отпечатка ладоней, ребром ладони, рисовать круги и
спирали нужного размера, фигуры вытянутой формы указательным пальцем.
соблюдение принципов композиции;
умение дополнять композицию художественными материалами (пуговицы, камни, ракушки,
стеклянные шарики и т.д.).
1.6. Система оценки результатов освоения Программы
Для оценки эффективности реализации Программы дополнительного образования по
рисованию песком на световых столах «Песочная сокровищница», можно воспользоваться
разработкой И.А. Лыковой, автора программы «Цветные ладошки», которая предлагает
педагогическую диагностику (мониторинг) художественно-творческого развития детей 4–5 лет.
Опираясь на наблюдения во время занятий и анализ детских работ, заполняются таблицы 2 раза
в учебном году: на начало учебного года и на конец учебного года.
Педагогическая диагностика (мониторинг) художественно-творческого развития детей
4–5 лет И.А. Лыковой
Критерии:
1 - Активно, уверенно, с интересом изображает знакомые объекты и явления (бытовые,
природные, социальные), самостоятельно воплощает в рисунке простые сюжеты на темы
окружающей жизни, художественной литературы, любимых мультфильмов, передавая при этом
свое отношение к окружающему миру.
2 - В создаваемых образах передает доступными графическими средствами различные признаки
изображаемых объектов (форма, пропорции, фактура, характерные детали).
3 - Выражает свои представления, переживания, чувства, мысли доступными изобразительно выразительными средствами; проявляет эстетические эмоции и чувства при восприятии своих
собственных рисунков и рисунков других детей.
Уровни овладения:
Сформирован – в рисовании ребенок создает оригинальные, эмоционально выразительные
образы и выражает свое отношение к ним; создает сюжеты, разнообразные по тематике и
7
содержанию; дает эстетические оценки воспринимаемому в изобразительном искусстве
(красиво или некрасиво, грустно или весело);
Частично сформирован – ребенок интересуется изобразительным искусством, выражает свое
отношение вербально и доступными изобразительно-выразительными средствами; владеет
практическими навыками, но испытывает затруднения при самостоятельном выборе замысла,
разработке сюжета, часто следует образцу; охотно включается в коллективную деятельность, но
не охотно выступает инициатором; обращается за помощью к взрослому и сверстникам;
Точка роста – ребенок не проявляет заметного интереса к изобразительному искусству;
вовлекается в рисование лишь по приглашению взрослого; мотивирует свою пассивность
«неумением» и «нежеланием»; не выражает свое отношение к ее процессу и результату; создает
схематичное изображение по образцу, копируя чужие рисунки и повторяя свои без особых
изменений.
Таблица для фиксации результатов мониторинга
№
Фамилия
Имя
ребенка,
возраст
С интересом
изображает
знакомые
объекты и
явления,
самостоятельно
воплощает в
рисунке простые
сюжеты
НГ
КГ
Уровни развития
Передает
Выражает свои
доступными
представления,
чувства, мысли
графическими
доступными
средствами
различные
изобразительно признаки
выразительными
изображаемых
средствами;
объектов
проявляет
эстетические
(форма,
эмоции и
пропорции,
чувства при
фактура,
восприятии своих
характерные
собственных
детали)
рисунков и
рисунков других
детей..
НГ
КГ
НГ
КГ
1.
Формы подведения итогов: при подведении итогов реализации программы демонстрируется
слайд – шоу фотографий с детскими работами за весь срок реализации программы «Песочная
сокровищница».
Форма организации занятий: основной формой является подгрупповое проведение занятий с
сухим песком. Для успешной реализации программы создаются группы численностью 6
человек.
Режим организации занятий: занятия проводятся в специально оборудованном кабинете 8 раз
в месяц, в первой половине дня, продолжительностью 20 минут.
Сроки реализации программы: программа рассчитана на воспитанников в возрасте 4-5 лет
сроком на 1 год.
Принципы комплектования группы и организации работы:
Учет интересов и способностей детей.
Желание родителей.
Добровольное участие детей.
Учет психофизических особенностей детей.
8
II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Структура занятий
Каждое занятие с детьми состоит из 4 частей: подготовительной, вводной, основной и
заключительной.
Подготовительная часть занятия включает в себя эмоциональное взаимодействие педагога с
детьми (приветствие), проведение упражнений для развития мелкой моторики,
наблюдательности, подготовки руки к рисованию.
Вводная часть предусматривает использование муз. произведений для создания
эмоционально-творческой атмосферы обучения, развития, проведение беседы с детьми о том,
что будем рисовать, проведение развивающих игр на создание образов (творческое развитие),
развитие, закрепление и совершенствование техники постановки рук для рисования песком.
Основная часть – непосредственная работа с песком по тематике занятий, где дети создают
на песке неповторимые шедевры своими руками. Рисование песком является одним из
важнейших средств познания мира и развития эстетического восприятия, т. к. тесно связано с
самостоятельной и творческой деятельностью. Это один из способов изображения
окружающего мира. В процессе продуктивной творческой деятельности дети моделируют на
песке точки, завитки, геометрические фигуры; добавляют песок для насыщенности цвета;
создают рисунки на основе геометрических фигур: круга, овала, квадрата, прямоугольника,
треугольника; сюжетное рисование по предлагаемым темам и замыслу, "раскрашивание"
рисунков. В процессе обучения дети учатся формулировать замысел и удерживать его на
протяжении деятельности. Для воплощения каждого замысла используется определенное
количество песка, выделяется центральная фигура, задуманная ребенком, остальные детали
прорисовываются дополнительно. Добавляя горсти песка, дети учатся делать рисунок темным,
ярким, а убирая лишнее - светлым, прозрачным, пытаются передавать в рисунке свое
настроение, чувства и мысли.
Заключительная часть предполагает рефлексию изобразительной деятельности - развитие
умения оценивать свои рисунки и рисунки других детей, отмечая при этом их эстетическую
привлекательность.
РИТУАЛ «ВХОДА» В «ПЕСОЧНЫЙ МИР».
Для того, чтобы нам войти в этот волшебный мир, нам нужно поздороваться с песком.
Ребята, а как можно поздороваться с песком? Дети придумывают способы (прикоснуться
ладошками к поверхности планшета, слегка постучать по нему пальцами, погладить … и пр.).
Упражнение «Здравствуй, песок!»
Педагог просит придумать различные варианты, как можно «поздороваться с песком».
Можно различными способами, например, дотронуться до песка.
• дотронуться до песка поочередно пальцами одной, потом второй руки, затем всеми пальцами
одновременно;
• легко, с напряжением сжать кулачки с песком, затем медленно высыпать его на планшет;
• дотронуться до песка всей ладошкой — внутренней, затем тыльной стороной;
• перетереть песок между пальцами, ладонями.
Послушайте… Песок тоже с вами здоровается. Вы слышите?.. Он говорит тихим голосом,
потому что ему грустно и одиноко.
А давайте его развеселим!
Игровое упражнение «Пощекоталочки»
Как можно пощекотать песок? Покажите.
Пощекочем песок сначала одной рукой каждым пальчиком, затем другой. А теперь пощекочем
двумя руками. Теперь плавными движениями как змейки побежали по песку пальчиками.
Давайте его пощекочем между ладонями. Вы слышите, как он смеется?
9
Вот мы и развеселили песок!
(Дети выполняют упражнение: различными способами дотрагиваются до песка и отвечают на
вопросы взрослого). Теперь мы подружились с песком и нам комфортно в песочном мире.
Педагог знакомит с игрушкой – посредником в играх с песком.
Нас встречает хранительница песочного мира Черепашка. Она – добрая волшебница, охраняет
песок от всяких недобрых гостей. Ей очень хочется познакомиться с вами и пригласить всех к
себе в гости в свой песочный мир. (Детям предлагается по очереди назвать Черепашке свои
имена).
Гостеприимная Черепашка иногда бывает грустной, когда подружки-песчинки выпадают из
ящика и не возвращаются домой. Черепашка просит тебя соблюдать следующие правила.
Правила Черепашки:
1. Береги песчинки — старайся так сыпать песок, чтобы он не просыпался мимо ящика.
2. Песчинки очень не любят, когда их берут в рот или бросаются ими в других детей. Старайся не
дотрагиваться руками во время работы с песком до лица. Следи, чтобы песок не попал в глаза и в
рот.
3. После рисования помогите Черепашке убрать все игрушки на свои места.
4. Черепашка любит, когда у детей чистые руки. После занятий с песком надо вымыть руки.
Черепашка хранит секретные превращения песка в различные волшебные картины, но вам она их
со временем все раскроет, поскольку вы будете соблюдать ее просьбы и правила рисования с
песком. Чтобы окончательно погрузиться в мир песка Черепашка предлагает произнести
заклинанье:
«Черепашка, мы с тобой,
В мир песочный войдем!
Обещаем рисовать
И песок не высыпать».
(Дети произносят заклинание)
РИТУАЛ «ВЫХОДА» ИЗ «ПЕСОЧНОГО МИРА».
Дети придумывают способы прощания с «песочным миром» и Черепашкой.
«Прощай, волшебный мир песка.
И не охватит нас тоска.
Ведь скоро в мир песка вернемся
И Черепашке улыбнемся». (Дети произносят прощальное заклинание)
10
2.2 Учебно-тематический план кружка «Песочная сокровищница» (количество занятий)
Месяцы
Дети 4-5 лет
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май
Всего занятий:
8
8
8
8
8
8
8
8
64
Календарно-учебный график
Группа
Дети 4-5 лет
Количество занятий
В неделю
В месяц
2
8
В год
64
В неделю
40 минут
11
Количество часов
В месяц
2 час 40 минут
В год
21 час 20 минут
Темы занятий
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
Наименование разделов, тем
Количество
часов
Вводное занятие
«Здравствуй, песочная страна!»
«Волшебные точки»
«Волшебные линии»
«Волшебные отпечатки»
«Геометрические превращения: Волшебный квадрат и прямоугольник»
«Геометрические превращения: Веселый треугольник»
«Геометрические превращения: Круглые фантазии»
«Тучка и дождик»
«Дары осени. Фрукты»
«Дары осени. Овощи»
«Заготовки на зиму»
«Кисти спелые рябин»
«По тропинке в лес пойдем»
«Весёлые грибочки»
«Вот ёжик – ни головы, ни ножек!»
«Морозные узоры»
«Кружатся снежинки»
«Вот моя деревня, вот мой дом родной…»
«Такие разные домики»
«В лесу родилась ёлочка»
«Зимний лес»
«Ёлочные игрушки»
12
Всего
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
«Дед мороз и Снегурочка»
«Новогодний праздник»
«Рождественская ёлочка»
«Зимние забавы»
«Снеговик»
«Игрушки»
«Сидит филин на суку»
«Птицам холодно зимой»
«Безопасность на дорогах»
«Мы едем, едем, едем в далекие края»
«Моя семья»
«Портрет мамы»
«Портрет папы»
«Наша армия сильна, защищает нас она!»
«Подарок папе»
«Сказка в гости к нам пришла»
«Села кошка на окошко»
«Собака — мой лучший друг»
«Весна - красна»
«Букет для мамы к 8 марта»
«Торт со свечами»
«Расцвёл на окошке цветок – огонёк »
Цикл занятий «Морские обитатели»
«Морское дно»
«Морские обитатели. Рыбка»
«Морские обитатели. Медузы"
13
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
«Морские обитатели. Осьминог»
Цикл занятий «Космос. Ракета»
«Космос. Планеты»
«Космос. Летающая тарелка»
«Первые весенние цветы»
«С днем Земли!»
«Веточка вербы»
«Пасха красная»
«Я живу в России!»
«Праздник весны»
«С Днем Победы!»
«Божья коровка»
«Бабочка – красавица»
«Цветочная полянка»
«Овечка»
«Скоро лето»
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Итого
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
64ч
2.3. Содержание программы
№
1
Тема
Вводное занятие
«Здравствуй,
песочная
Содержание
Задачи
ОКТЯБРЬ
Знакомство детей с правилами поведения и
Вызвать интерес к рисованию песком.
ТБ при работе с песком. Знакомство детей с
Познакомить детей с техникой безопасности.
песком, его
Познакомить детей с нетрадиционной изобразительной
14
Кол-во
занятий
в ср. гр.
1
страна!»
2
«Волшебные
точки»
3
«Волшебные
линии»
4
«Волшебные
отпечатки»
5
6
7
свойствами. «Как можно рисовать песком и
на песке?» (просмотр видеороликов с
песочной анимацией,
выполняемой ребенком и взрослым)
Напомнить правила поведения с песком.
Дети практикуются рисовать на песке.
Техника «Точечное рисование»
техникой рисования песком на стекле.
Приучать детей набирать песок в кулак и сыпать его
струйкой. Воспитывать аккуратность в работе.
Познакомить детей с приемами техники «Точечное
рисование»: «Следы»; «Снег»; «Дождик».
Применить приемы техники «Точечное рисование».
Создать условия для самостоятельного творчества детей
при помощи песочного рисования.
1
Вспомнить правила поведения с песком. Дети
практикуются рисовать на песке. Техника
процарапывания горизонтальных,
вертикальных, прямых и волнистых линий
как одним, так и всеми пальцами.
Познакомить детей с приемами техники
Знакомство детей с техникой рисования на песке. «Рисование
линиями: «Ливень», «Трава», «Забор», «Волна»,
«Причесывание», «Зебра». Практически отработать приемы
техники «Рисование линиями». Создать условия для
самостоятельного творчества детей при помощи песочного
рисования. Формировать умение принять и реализовать
творческую задачу. Закрепить правила техники безопасности
рисования песком.
1
Учить рисовать различные образы из отпечатка
ладошки, кулачка, дополняя композицию по замыслу.
Развивать фантазию, чувство формы.
1
Экспериментирование с рисунком (трансформация
образа в соответствии с предложенным изменением).
Развитие образного мышления и творческого
воображения, фантазии.
1
Экспериментирование с рисунком (трансформация
образа в соответствии с предложенным изменением).
Развитие образного мышления и творческого
воображения, фантазии.
1
Экспериментирование с рисунком (трансформация
1
Видоизменять отпечаток ладошки и ребра
кулака в различные образы.
Самостоятельный выбор приёмов рисования
песком.
«Геометрические Рисование квадратов, прямоугольников
превращения:
техникой процарапывания. Графомоторные
Волшебный
упражнения. Превращение изображений
квадрат и
фигур в изображение предметов той же
прямоугольник» формы.
«Геометрические Рисование треугольников техникой
превращения:
процарапывания. Графомоторные
Веселый
упражнения. Превращение изображений
треугольник»
фигур в изображение предметов той же
формы.
«Геометрические Рисование кругов техникой процарапывания.
15
превращения:
Круглые
фантазии»
8
«Тучка и
дождик»
9
«Дары осени»
Фрукты
10
«Дары осени»
Овощи
11
«Заготовки на
зиму»
12
«Кисти спелые
рябин»
13
«По тропинке в
Графомоторные упражнения. Превращение
изображений фигур в изображение предметов
той же формы.
Знакомая форма – новый образ. Работа на
световом столе с сухим песком.
Рисование по «темному» кулачком,
пальчиками
образа в соответствии с предложенным изменением).
Развитие образного мышления и творческого
воображения, фантазии.
Продолжать знакомство с правилами поведения во
время рисования песком. Развивать умение рисовать
прямые вертикальные линии; воображение и творческое
мышление; мелкую моторику и повышение тактильной
чувствительности.
НОЯБРЬ
Превращение пятна в образ, фигуру, Развивать тактильную чувствительность,
предмет.
совершенствовать умение рисовать одним
Рисование фруктов.
несколькими пальцами овощи различной формы;
развивать память, внимание, ориентировку в
Составление композиций по замыслу
пространстве; Учить рисовать несложную композицию
из трех- четырех предметов.
Превращение пятна в образ, фигуру, Развивать тактильную чувствительность,
предмет.
совершенствовать умение рисовать одним
Рисование овощей.
несколькими пальцами овощи различной формы;
развивать память, внимание, ориентировку в
Составление композиций по замыслу
пространстве; Учить рисовать несложную композицию
из трех- четырех предметов.
Показ основных приёмов: Рисование кулачком,
Продолжать знакомить детей с техникой рисования
Рисование пальчиками, Создание линий разной
песком на световых столах
толщины. Самостоятельная работа детей:
Формировать умение создавать простые композиции
Создание банок с вареньем, Изображение
Учить передавать в рисунке целостный образ
солений, Оформление компотов
Закреплять знания о формах и размерах
Превращение пятна в образ, фигуру, предмет. Формировать навыки работы в технике рисования
Учить способам изменения образа путем песком. Развивать гибкость и пластичность кистей рук.
добавления деталей.
Учить передавать в рисунке кисть рябины
Знакомство с техникой рисования деревьев Познакомить детей с разнообразием деревьев
песком: Создание ствола (толстые линии)
Учить передавать характерные особенности разных
16
1
1
1
1
1
1
лес пойдем»
14
15
«Весёлые
грибочки»
«Вот ёжик – ни
головы, ни
ножек!»
«Морозные
узоры»
«Кружатся
снежинки»
Знакомство с техникой создания падающих
снежинок: Основные элементы (точки, линии,
спирали) Практическая работа: Создание фона
(небо) Рисование падающих снежинок
Добавление декоративных элементов (снежинки
в воздухе)
17
19
деревьев. Формировать навыки рисования песком
Закреплять знания о строении дерева (ствол, ветви,
крона)
Рисование указательным
Учить наносить ритмично и равномерно точки на всю
пальцем. Рисование на световом столе грибов поверхность. Закрепить умение равномерно наносить
и ягод.
песок, изображая грибы различные по величине и
форме. Снятие напряжение рук.
Рисование ежиков на световом столе, Продолжать учить рисовать пальчиком прямые
выстраивание сюжета.
вертикальные линии. Развивать тактильную
Создание песочной картины.
чувствительность, мелкую моторику рук, мышление,
воображение.
Знакомство с техникой создания узоров:
Основные элементы (точки, линии, спирали)
Способы нанесения песка, Создание объёмных
узоров. Практическая работа:, Создание
центрального элемента, Добавление мелких
деталей, Оформление фона
16
18
Рисование ветвей (тонкие линии)
Изображение кроны (круговые движения)
«Вот моя
деревня, вот мой
дом родной…»
«Такие разные
домики»
Научить детей изображать зимнее явление природы
«морозные узоры» при помощи графических элементов на
световом столе с песком, показать разнообразие техник и
материалов для творчества. Научить передавать красоту
зимнего пейзажа Закрепить знания о зимних явлениях
природы Формировать навыки работы с песком
1
1
1
ДЕКАБРЬ
Познакомить детей с особенностями формы и 1
движения снежинок Учить передавать движение в
рисунке Формировать навыки работы с песком на
световом столе Закреплять знания о зимних явлениях
природы
Создание фундамента (широкие линии)
Построение стен (вертикальные линии)
Изображение крыши (наклонённые линии)
Оформление окон и двери (мелкие детали)
Познакомить детей с элементами деревенской 1
архитектуры Учить передавать в рисунке основные
части дома (стены, крыша, окна, дверь)
Формировать навыки работы с песком на световом
столе Закреплять знания о геометрических формах
Рисование различных домов на световом Продолжать знакомить с приёмами работы с песком, 1
столе
как художественным материалом, с основными
Используем точки, линии, круги.
приёмами рисования.
Развивать воображение и
17
творческое мышление; рисование вертикальных,
горизонтальных, линий, насыпью из кулачка окошечки.
20
«В лесу
родилась
ёлочка»
21
«Зимний лес»
22
«Ёлочные
игрушки»
23
«Дед мороз и
Снегурочка»
24
«Новогодний
праздник»
25
«Рождественская
ёлочка»
Знакомство с техникой создания ёлки:
Построение ствола (вертикальная линия)
Создание веток (наклонные линии)
Оформление хвои (мелкие детали)
Продолжать использовать нетрадиционную
изобразительную технику рисования песком
пальцами, всей ладонью, наносить ритмично
и равномерно различные линии.
Знакомство с техникой создания игрушек:
Простые формы (шары, шишки, сосульки)
Способы передачи блеска и узоров
Создание объёмных элементов
Познакомить детей с образом ёлки
Учить передавать в рисунке характерные особенности
дерева Формировать навыки создания объёмных
композиций Закреплять знания о зимних явлениях природы
1
Учить создавать образы под музыку, развивать
творческое воображение. Побуждать детей отражать в
деятельности эмоциональное состояние.
1
Познакомить детей с разнообразием ёлочных игрушек
Учить передавать в рисунке форму и декор игрушек
Формировать навыки создания объёмных изображений
Закреплять знания о новогодних традициях
1
Знакомство с техникой создания персонажей:
Построение силуэта Деда Мороза (овал для
головы, прямоугольник для туловища)
Создание деталей костюма (шуба, шапка, борода)
Рисование Снегурочки (плавные линии,
кокошник)
Знакомство с техникой создания праздничной
композиции: Построение ёлки (основная фигура)
Украшение ёлки игрушками Создание фона
(снежное поле, звёзды) Добавление праздничных
элементов (гирлянды, фейерверки)
Познакомить детей с образами Деда Мороза и Снегурочки
Учить передавать в рисунке характерные особенности
персонажей Формировать навыки создания сюжетных
композиций Закреплять знания о новогодних традициях
1
Рисование ёлочки и украшение цветными
камушками. При желании, ребенок может
дополнить свой рисунок новогодним сюжетом.
Познакомить с разными способами рисования ёлки.
Вызвать интерес к созданию изображения на песке,
Закреплять умение дополнять рисунок, украшая дерево
елочными украшениями и гирляндами. Развивать фантазию,
воображение, эмоциональное отношение к изображаемому.
Познакомить детей с элементами праздничного
оформления Учить передавать в рисунке праздничную
атмосферу Формировать навыки создания сюжетных
композиций Закреплять знания о новогодних
традициях
ЯНВАРЬ
18
1
1
26
27
Знакомство с техникой создания зимних
сюжетов: Построение фигур детей (простые
«Зимние забавы» формы) Изображение движений (скольжение,
прыжки) Создание элементов зимнего
пейзажа
Рисование снеговика, выстраивание сюжета
«снеговик за окном».
«Снеговик»
28
«Игрушки»
29
«Сидит филин на
суку»
30
«Птицам
холодно зимой»
31
32
«Безопасность
на дорогах»
«Мы едем, едем,
едем в далекие
края»
Знакомство с техникой создания игрушек:
Простые формы (мяч, кукла, машинка) Способы
передачи деталей (лицо, одежда, колёса)
Практическая работа: Создание фона (полка или
стол) Добавление декоративных элементов
(бантики, узоры)
Знакомство с техникой создания птиц:
Построение силуэта филина (овальная форма)
Создание характерных деталей (большие глаза,
перья) Изображение кукушки (вытянутое тело)
Практическая работа: Создание фона (ветка
дерева)
Познакомить детей с различными видами зимних
1
развлечений Учить передавать в рисунке движение и
эмоции Формировать навыки создания сюжетных
композиций Закреплять знания о зимних явлениях
природы
Развивать мелкую моторику рук, развивать тактильную 1
чувствительность детей, формировать навык рисования
щепоткой из пальцев. Глаза, нос – сыпать песок
пальчиками по длине носа.
Познакомить детей с разнообразием игрушек
1
Учить передавать в рисунке форму и характерные
особенности игрушек Формировать навыки создания
объёмных изображений Закреплять знания о любимых
игрушках
Познакомить детей с образами лесных птиц
1
Учить передавать характерные особенности птиц в
рисунке Формировать навыки создания сюжетных
композиций Закреплять знания о лесных обитателях
Рассматривание
иллюстраций с зимующими
рисование птиц песком.
Учить наносить ритмично и равномерно различные 1
птицами, линии (прямые, извилистые, длинные, короткие).
Закрепить умение равномерно наносить песок. Снятие
тонуса кистей рук.
Знакомство с техникой создания дорожных
Познакомить детей с основными правилами дорожного
1
элементов: Изображение пешеходного перехода
Создание светофора Рисование дорожных знаков
Изображение транспорта
движения Учить изображать дорожные знаки и светофоры
Формировать навыки безопасного поведения на дороге
Закреплять знания о транспортных средствах
Свободное рисование машин, автобусов,
Учить моделировать необычные виды транспорта 1
пароходов, и т.д. по замыслу или с
путем дополнения деталями готовой формы.
использованием трафаретов, схем.
Развивать воображение, чувство формы.
ФЕВРАЛЬ
19
«Моя семья»
Знакомство с техникой создания семейных
портретов: Построение фигур людей
(простые формы) Изображение лиц (глаза,
нос, рот) Передача эмоций и настроения
Развитие познавательных процессов. Закрепить знание 1
членов семьи. Развивать творчество детей с помощью
песочной техники. Развивать чувство радости, успеха.
«Портрет мамы»
показ педагогом приёмов рисования контуров и
деталей портрета песком на световом столе;
использование разных приёмов рисования для
передачи деталей (волос, глаз, улыбки);
познакомить детей с техникой рисования песком на 1
световом столе; научить простым приёмам рисования
(пальчиком, кулачком, щепотью); сформировать умение
передавать основные черты лица и пропорции.
познакомить детей с техникой рисования песком на
1
световом столе; научить передавать основные черты лица и
простые формы с помощью песка; закрепить умение
использовать разные приёмы рисования песком (пальцами,
кулачком, щепотью).
познакомить детей с техникой рисования песком на
1
световом столе; научить передавать простые формы и
фигуры с помощью песка; закрепить умение использовать
разные приёмы рисования песком (пальцами, кулачком,
щепотью); расширить представления детей об армии и её
роли.
33
34
35
«Портрет папы»
36
«Наша армия
сильна, защищает
нас она!»
37
«Подарок папе»
(танк, самолет,
кораблик)
38
«Сказка в гости
к нам пришла»
39
«Села кошка на
окошко»
40
«Собака — мой
лучший друг»
демонстрация простых приёмов рисования
песком: как нарисовать овал (лицо), линии
(глаза, брови, нос, рот), штрихи для волос;
демонстрация приёмов рисования песком: как
нарисовать простые формы (квадраты,
прямоугольники, круги), которые могут
понадобиться для изображения военной техники
или одежды солдат; предложение детям выбрать,
что они хотят изобразить: солдата, танк, самолёт
или флаг;
Создание сюжета по заданной теме.
Продолжать знакомство детей с приемом рисования 1
указательным
пальцем
по
песку,
выполнять
объединение сюжетов.
Развивать способности к сюжетосложению.
1
Развивать умение передавать характер персонажей.
Рисование сказочных домиков, сказочных
героев. Рисование фона, композиции.
Использование различных техник и способов.
Развивать тактильную чувствительность, развивать
Прорисовка контура кошки на световом
столе. Применение приёма рисования песком воображение, формировать навык рисования щепоткой.
- рисования указательным пальцем по песку. Учить рисовать пальчиком прямые линии, симметрично
1
отражать линии. Развивать чувство композиции.
объяснение техники рисования песком на световом
столе, демонстрация простых приёмов (рисование
кулаком, ладонью, пальцами); пальчиковая
гимнастика для разминки; самостоятельное
20
познакомить детей с разными породами собак;
1
научить простым приёмам рисования песком на
световом столе; закрепить представления о внешних
особенностях собак (форма тела, мордочки, хвоста).
рисование детьми выбранной породы собаки на
световом столе с песком — можно предложить
нарисовать, например, мордочку, туловище, хвост;
МАРТ
41
42
43
44
«Весна красна»
Создание весеннего пейзажа.
Поддерживать поиск оригинальных способов рисования
весенних признаков. Закрепить ранее усвоенные умения и
навыки в технике рисования. Развивать положительные
эмоции. Развивать творческую активность, память.
Рисование букета цветов, составление Учить детей рисовать цветы разной формы и размера,
«Букет для мамы композиции.
Самостоятельный
выбор составляя цветочные композиции.
к 8 марта»
приёмов рисования песком.
Вызвать у детей творческий интерес, эмоциональную
отзывчивость, желание творить.
демонстрация основных приёмов рисования познакомить детей с техникой рисования песком на
песком: как создавать фон, рисовать простые световом столе; научить простым приёмам рисования
«Торт со
формы (круг для торта, тонкие линии для песком (создание фона, рисование кругов, тонких линий);
свечами»
свечей), использовать разные оттенки света и закрепить представление о форме (круг), величине
(большой/маленький), количестве (счёт свечей).
тени;
Рисование песком на световом столе. Показ Познакомить детей с понятием «комнатное растение»,
«Расцвёл на
педагогом основных приемов работы с «герань». Научить создавать простые изображения
окошке цветок –
песком. Самостоятельная деятельность детей. цветка, используя песок. Расширить знания о цветах и
огонёк »
Педагог оказывает индивидуальную помощь. их строении (стебель, листья, цветок).
1
1
1
1
объяснение техники рисования песком на
световом столе; демонстрация примеров
изображений морских обитателей и элементов
морского дна (камни, водоросли, ракушки);
закрепить знания о морской тематике и морских
обитателях; познакомить с техникой рисования песком на
световых столах; научить простым приёмам рисования
песком (насыпание, создание фона, рисование струёй
песка).
«Морские
обитатели.
Рыбка»
Рисование рыбок на световом
столе. Создание сюжета по заданной теме.
«Морские
обитатели.
Медузы"
знакомство с оборудованием: краткий рассказ о
световом столе и песке, правила безопасного
обращения с песком; демонстрация приёмов
рисования песком: как создать фон, нарисовать
Ознакомление с приёмами создания фона (наброс и 1
насыпание). Учить наносить извилистые и прямые
линии непрерывно.
познакомить детей с техникой рисования песком на 1
45
Цикл занятий
«Морские
обитатели»
«Морское дно»
46
47
21
световом столе; научить простым приёмам рисования
песком (создание фона, рисование кругов, волнистых
линий); расширить представления детей о морских
1
круг (тело медузы), тонкие линии (щупальца);
48
«Морские
обитатели.
Осьминог»
знакомство с оборудованием: краткий рассказ о
световом столе и песке, правила безопасного
обращения с песком; демонстрация основных
приёмов рисования песком: как создать фон,
изобразить круг (туловище осьминога), длинные
тонкие линии (щупальца), глаза и другие детали;
обитателях, познакомить с особенностями внешнего вида
медузы.
познакомить детей с техникой рисования песком на световом 1
столе; научить простым приёмам рисования песком (создание
фона, рисование кругов, тонких линий); закрепить
представление о форме (круг), величине (большой/маленький),
количестве (сколько щупальцев у осьминога).
АПРЕЛЬ
49
Цикл занятий
«Космос.
Ракета»
50
«Космос.
Планеты»
51
52
«Космос.
Летающая
тарелка»
«Первые
весенние цветы»
53
«С днем Земли!»
54
«Веточка вербы»
Рисование звезд и комет, планет, космических
кораблей. Рисование фона, композиции.
Использование различных техник и способов.
демонстрация простых приёмов рисования
песком (как рисовать круги, линии, точки);
совместная работа: воспитатель рисует на
световом столе простую схему Солнечной
системы, а дети помогают «размещать» планеты;
демонстрация различных приёмов рисования
песком на световом столе (насыпание, создание
фона, работа щепоткой); показ примера
рисования летающей тарелки и других
космических объектов (звёзд, планет, комет);
объяснение и демонстрация основных приёмов
рисования песком на световом столе (насыпание,
рисование пальцем, щепоткой, создание фона);
самостоятельная работа детей: рисование первых
весенних цветов
поощрение детей к использованию разных
приёмов рисования и созданию ярких образов
(деревья, реки, горы, животные); помощь в
решении возникающих трудностей, подсказки по
использованию приёмов рисования;
Обсуждение этапов работы: Начать с рисования
22
Развивать чувство композиции.
1
Уточнять представления о космосе.
Направить активность детей на самостоятельный поиск
способов создания сюжета.
познакомить детей с понятием «космос» и основными 1
объектами космоса (планеты, звёзды, луна);
научить простым приёмам рисования песком на световом
столе;
познакомить детей с техникой рисования песком на 1
световых столах; закрепить представления о космосе и
космических объектах (звёзды, планеты, летающие
тарелки); стимулировать интерес к изобразительной
деятельности.
закрепить представления о весне и первых весенних 1
цветах; научить простым приёмам работы с песком
(насыпание, рисование пальцем и щепоткой).
познакомить детей с темой сохранения Земли и 1
окружающей среды; научить простым приёмам рисования
песком на световом столе; расширить представления детей
о планете Земля и её богатствах.
Научить детей передавать образ веточки вербы через цвет и
1
55
«Пасха красная»
56
«Я живу в
России!»
стебля. Добавление пушистых соцветий,
используя приемы для создания объемности.
Дети начинают создавать свои пасхальные яйца.
Каждый ребенок: Рисует контуры яйца с
помощью песка, добавляя детали: узоры,
цветочки и другие украшения.
демонстрация примеров изображений
нетрадиционных символов России;
объяснение техники рисования песком на световом
столе, показ основных приёмов (рисование
пальчиками, кулачком, щепотью);
форму. Развивать художественные навыки и креативное
мышление.
Ознакомить детей с творческим процессом украшения 1
пасхальных яиц и традициями праздника. Научить детей
основам рисования песком на световом столе, развивая
художественные навыки и креативное выражение.
познакомить детей с некоторыми нетрадиционными 1
символами России (матрёшка, самовар, элементы гжельской
и хохломской росписи и др.); закрепить навыки рисования
песком на световом столе; расширить словарный запас,
вводя новые понятия, связанные с символами России.
МАЙ
57
«Праздник весны»
58
59
60
61
62
63
«С Днем
Победы!»
«Божья коровка»
«Бабочка –
красавица»
«Цветочная
полянка»
«Овечка»
«Скоро лето»
показ простых элементов, которые пригодятся
для рисунка (круги, линии, завитки);
самостоятельная работа детей: создание рисунка
на тему занятия
Рассматривание иллюстраций на тему «ВОВ»,
«9 Мая - день Победы». Создание сюжета по
заданной теме.
Рисование насекомых, используя разные приёмы
рисования на песке. Использование различной
техники и способов.
Рисование насекомых, используя разные приёмы
рисования на песке. Составление композиций из
бабочек. Использование различной техники
Рисовать
красивые
цветы,
используя
разнообразные формообразующие движения,
применяя разные техники и приемы. Составление
цветочных композиций. Трансформация образов.
Показать
способы
рисования
кулачком.
Применение приёма рисования песком рисования указательным пальцем по песку.
Рисование летних композиций с применением
разных техник.
23
познакомить детей с темой праздника мира и труда в 1
доступной форме; закрепить основные приёмы рисования
песком на световом столе; научить передавать простые
формы и элементы в рисунке (цветы, флаги, людей).
Продолжать
знакомство
с
приемами
рисования 1
симметрично двумя руками, используя дополнительные
инструменты.
Учить рисовать образы бабочек, используя песок для
1
тушёвки. Развивать творческое воображение
Учить рисовать образ божьей коровки, используя песок для
тушёвки. Развивать творческое воображение
1
Учить детей рисовать цветы разной формы и размера.
Формировать у детей творческий потенциал с помощью
нетрадиционной техники изобразительной деятельности
песочной живописи.
Рисование спирали закручивающейся к центру и
раскручивающейся. Формировать умение создавать
сюжетную композицию.
Учить рисовать летние пейзажи.
Развивать творческое воображение, композиционные
1
1
1
64
«Песочная
сказка»
умения. Вызывать положительные эмоции при рисовании
песком.
предложение детям выбрать тему для своего стимулировать интерес к изобразительной деятельности.
рисунка (например, солнышко, домик, дерево, способствовать развитию воображения, творческого
животное) или дать свободу выбора без мышления, фантазии; развивать чувство композиции
ограничений;
активизировать словарный запас, развивать речь;
самостоятельная работа детей с песком на улучшать внимание, память, логическое мышление.
световых столах под спокойную музыку;
24
1
III. Организационный раздел
3.1. Методическое обеспечение программы
Дидактическое обеспечение программы:
Оборудование «педагогической песочницы»
Инструменты
Ложки
пластмассовые;
Совочки
пластмассовые;
Воронки;
Мелкоячеистое
сито;
Гребёнки,
грабельки, расчески
деревянные);
кондитерский
шприц (бумажный
кулёк);
Материалы для рисования
Трафареты;
Массажные мячики;
Маятник (грузик на
веревочке);
Цилиндр с узорами;
Палочки
деревянные
тонкие;
Кисточки широкие
(круглые, плоские);
Трубочки для коктейля
(выдувание рисунков);
Цветная бумага;
Декоративные
украшения
Мелкие игрушки;
Цветные
камешки,
пуговицы,
бусины;
Стеклянные
шарики;
Ракушки;
Дополнительно
Антистатик;
Влажные
салфетки;
Щетка и совок
для уборки.
Рисование с использованием вспомогательных приспособлений:
Чтобы рисование на песке в детском саду было увлекательнее, дети могут использовать не
только свои пальцы и ладони, но и дополнительные приспособления. Начиная с 16 занятия, в
работу вводятся дополнительные инструменты. С 17-19 занятия вводятся декоративные
украшения.
Чем ещё можно рисовать?
1. Художественные кисти разной жесткости. Ими удобно изображать волосы, шерсть.
2. Зубочистки, палочки для суши, кулинарные шпажки. Оптимальны для создания тонких и
изящных линий, причудливых узоров, детальной прорисовки. Желательно использовать
деревянные изделия, они не поцарапают пластиковое дно рисовального стола.
3. Расческа, небольшие грабли. С их помощью получаются аккуратные волны.
4. Цветная бумага. Ее кладут на световой стол, поверх сыплют песок. Незакрытые участки
рисунка получаются разноцветными. Метод применим для создания флористических
мотивов, абстрактных узоров.
5. Воронка. Насыпать через нее песок, создавать горки, дорожки, узоры – увлекательное
занятие.
6. Мелкоячеистое сито. С его помощью покрывают стол тонким песчаным слоем, который
может стать фоновой основой для рисунка.
7. Трафареты. Можно использовать готовые. Или вырезать их для занятия из пластиковых
крышек, картона. Или приспособить для этого разные плоские предметы. Нужно положить
их на чистую поверхность стола, присыпать песком, а затем аккуратно убрать.
25
8. Маятник. Прикрепите к нитке грузик округлой формы, дайте ребенку. Пусть раскачивает
маятник над песчаной поверхностью, создавая узоры разной глубины. Это замечательный
метод закрепления навыка правильного нажима и скорости движений при создании рисунка.
9. Цилиндр с узорами. Можно использовать туалетную втулку. Нанесите на нее узоры
толстым слоем горячего клея. Пусть катает цилиндр по песку, создавая узорчатые дорожки.
3.2. Условия реализации программы:
Материально-техническая база:
1. Световой песочный стеклянный стол 35/50 см с подсветкой;
2. Чистый кварцевый песок;
3. Шнур s-video (5 метров), подключение к электричеству-220 Вт.;
4. Фотоаппарат для фиксации результатов детской деятельности.
Кадровое обеспечение:
Занятия проводит педагог дополнительного образования Соловьева М.А. в специально
оборудованном кабинете 2 раза в неделю в первой половине дня.
1. Продуктивная деятельность детей (создание песочных рисунков).
2. Индивидуальная работа с детьми с целью отработки навыков песочного рисования - в
течение года.
3. Фото и (или) видеосъёмка детских работ - в течение года.
4. Творческие отчеты-выставки (фотосъёмка песочных рисунков) - в течение года.
Взаимодействие с родителями:
1. Открытый мастер-класс с детьми «Чудеса на песке»
2. Консультация в родительском уголке «Искусство рисования на песке» - Ноябрь.
3. Онлайн – фотовыставка «Мы рисуем песком» на сайте ДОО.
Методическое сопровождение:
1. Организация предметно - пространственной развивающей среды для художественноэстетического развития детей. (Июнь-август).
2. Подборка художественной литературы и наглядных пособий для песочного
рисования(создание мини- библиотеки). (Июнь-август).
3. Разработка перспективного плана на год по обучению детей среднего дошкольного возраста
рисованию песком. (Июль-сентябрь).
4. Подборка игр и упражнений на песочном столе. (Июль-сентябрь).
5. Создание картотеки «Пальчиковая гимнастика на песке» (Июль-сентябрь).
6. Подборка консультативного материала для родителей. (В течение года).
3.3. Техника рисования песком (основные приемы)
ТЕХНИКА НАСЫПАНИЯ ИЗ КУЛАЧКА:
Песок зажимается в кулак и пропускается сквозь пальцы. Техника подходит для изображения
линий. Ребенок сжимает ладонь и тыльной стороной формирует пятно на песчаном слое. Взяв
песок в кулак, сжимаем его и держим вертикально, чтобы пальцы были обращены к рисующему.
Рукой, находящейся в нескольких сантиметрах от поверхности, начинаем водить по нужному
контуру. Песок должен высыпаться тонкой струйкой из отверстия между ладонью и согнутым
мизинцем. Силой сжатия пальцев контролируем ширину линии. Чем быстрее вести линию, тем
тоньше и изящней она получится. Данный вид техники применяется для затемнения
элементов рисунка внутри контуров или получения темных фигур с простым и сложным
26
очертанием. Положение руки и песка остаются прежними, меняются лишь движения кисти они
напоминают штрихование карандашом.
ТЕХНИКА ЗАКИДЫВАНИЯ:
Используется для создания темного фона на большей части рабочей поверхности. Делается
несколькими быстрыми движениями. Ребром ладони как бы сбрасываем верхушку с песка,
лежащего вдоль края текла к центру или противоположному краю стекла. От амплитуды
движения будет зависеть, насколько далеко песок распространяется по поверхности. При
закидывании получаются причудливые песочные разводы. С помощью данной техники
удобно изображать небо, землю, море.
ТЕХНИКА ЗАСЫПАНИЯ:
Используется для создания затемненных поверхностей. Данная техника позволяет создавать
градации и тонкие переходы на темных участках рисунка. Набираем песок в кулак и
держим его над поверхностью, повернув пальцы вниз, но сжимаем их не очень сильно – таким
образом, чтобы песок мог сыпаться сквозь щелочки. Совершая небольшие движения из стороны
в сторону параллельно поверхности, аккуратно рисуем темную поверхность в нужном месте. От
продолжительности процедуры засыпания песка будет зависеть степень темноты данного
участка рисунка. При использовании данной техники получаются поверхности с разными
контурами.
ТЕХНИКА ВЫТИРАНИЯ:
Данный вид техники применяется для создания светлых участков на рисунке. Вытирая
лишний песок с поверхности, рисуем нужный силуэт из оставшегося песка. Положив ладонь на
поверхность, и немного нажимая на нее, двигаем кистью по стеклу в нужном направлении. Для
получения небольших светлых пятен используем боковую поверхность большого пальца.
ТЕХНИКА ПРОЦАРАПЫВАНИЯ:
Итог процарапывания – создание светлого контура, схожего со следом карандаша или
фломастера. Для рисования используем подушечку пальца или ноготь.
ТЕХНИКА ОТПЕЧАТКА:
Помогает добиваться имитации различных фигур и материалов. В зависимости от нужной
фактуры и общего замысла можно использовать отпечатки все ладони, пальцев, ребра ладони.
Также можно использовать различные предметы: расческу, кисти, картонку, трафареты.
ТЕХНИКА РИСОВАНИЯ ЩЕПОТЬЮ:
Ребенок соединяет большой, средний и указательный пальцы, набирает немного песка и
рассыпает его. Способ позволяет передать тона и тени.
ТЕХНИКА РИСОВАНИЯ ЛАДОНЬЮ:
Раскрытой ладонью ребенок разравнивает слой песка, стирает рисунок, оставляет отпечатки.
ТЕХНИКА РИСОВАНИЯ
ПАЛЬЦАМИ: Этот способ позволяет создавать линии разной толщины и точки, добиваться
четкости изображения. Как правило, дети начинают работать указательным пальцем.
РЕБРОМ БОЛЬШОГО ПАЛЬЦА.
МИЗИНЦАМИ.
27
СИММЕТРИЧНО ДВУМЯ РУКАМИ: Побуждайте ребенка использовать все пальцы на обеих
руках, совершать параллельные движения. Это стимулирует мозговую деятельность.
С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНСТРУМЕНТОВ: Рисунки, линии, орнаменты создаются при
помощи гребенки. Обратите внимание малыша на то, как меняется рисунок в зависимости от
силы нажима.
3.4. Способы засыпания рабочего стола:
просеивание (сквозь пальцы)
расхлопывание ладошкой
дождик (сыпем из кулачка)
торнадо (сыпем из двух кулачков)
волна
Противопоказания к работе песком:
Аллергия на пыль и мелкие частицы.
Легочные заболевания.
Кожные заболевания и порезы на руках.
Дезинфекция песка:
Обработка бактерицидным облучателем 2 раза в месяц в течение 45 минут. Отметка о
проведенной обработке песка заносится в график кварцевания, который находится в кабинете,
где проходят занятия по песочному рисованию.
!!! Занятия не проводятся в случае объявления в группе карантина.
3.5. Игры и упражнения с песком
Для развития изолированных движений указательного пальца.
Например: надавливание пальцем на предметы, лежащие на песке и на предметы, спрятанные в
песке издающие звук;
Для развития образной памяти, воображения.
«Дорисуй картинку»
Нарисуйте с помощью песка на световом столе круги, квадраты, треугольники и попросите
малыша дополнить картинку так, чтобы получилось солнышко, мяч, домик, флажок, кусочек
сыра.
Для развития пространственных представлений.
Например: начерти на песке план групповой комнаты, построй песчаный город, «Секреты».
«Солнце»
«Водный пейзаж»
Наберите песок в кулак, поднимите на 20-30 Для
его
создания
пройдитесь
см над поверхностью стола. Равномерно растопыренными пальцами по песчаной
высыпайте, стараясь не сдвигать руку. поверхности, изображая волны. В верхней
Песчинки, падая с высоты, отскакивают от части композиции сделайте тонкие штрихи
пластиковой поверхности, формируют кольцо, ногтем – это будет дальняя рябь. Ребром
а середина остается пустой. И ее диаметр тем ладони проведите горизонт, уберите излишки
шире, чем выше поднята рука.
в верхней части – это небо над водоемом
28
«Лист клена.
Горный пейзаж.
Насыпьте линии, формирующие контур и Быстрыми зигзагообразными движениями
прожилки листа. Сделайте контур резче, рассыпайте
песок
в
горизонтальном
проведя пальцем по внешнему краю линии, направлении. Ребром мизинца пройдитесь по
сдвигая песок внутрь. Ногтем пройдитесь по верхней части, убрав лишнее, чтобы
прожилкам. Очертите границу черешка.
получился рельеф
Для развития зрительно - моторной координации.
Например: игры-лабиринты, в которых
«Облака»
нужно глазами и пальцем проследить
Наберите песок в кулак. Высыпайте его
извилистый путь сказочного персонажа
тонкой струйкой, совершая круговые не
(«Колобок»).
размашистые движения.
Для формирования кинетической основы двигательного акта.
«Кошечка
«Шалтай-Болтай»
Положить кисти рук на поверхность песка
Положить правую кисть на песок ладонью
ладонями вниз. Сжать пальцы обеих рук
вверх, левую ладонью вниз. Одновременно
одновременно в кулак с захватом песка, затем
поменять
положение
кистей
рук
с
разжать их, разводя пальцы. При выполнении
пересыпанием песка.
движений кисти рук отрываются от
поверхности песка и затем кулак или ладонь
кладутся на песок.
Упражнения для кончиков пальцев.
«Молоточки»
Ударять подушечками пальцев по песку
последовательно, начиная с большого
пальца. Упражнение проводится под счет,
пальцами только правой или только левой
руки, затем одновременно пальцами обеих
рук.
«Гости»
Пальцы в гости приходили,
Тук, тук, тук – стучались в дверь.
Только дверь им не открыли,
Думали, что страшный зверь.
Дети постукивают по песку подушечками
всех пальцев одновременно.
«Мы играем»
Ножки вместе, ровно спину.
Мы сидим за пианино.
Мы разучиваем гамму.
Ножки вместе, спинку прямо.
Дети
держат
кисти
рук
над
поверхностью песка и по очереди слегка
ударяют каждым пальцем о песок, как будто
играют на пианино.
«Кран»
Вот потек на кухне кран,
Капли капают в стакан.
Подскажите, как нам быть,
Что нам в кране заменить?
Дети постукивают по поверхности песка
подушечкой среднего пальца правой руки.
Затем то же самое левой рукой.
«Цыпленок»
Бедный маленький цыпленок
Кушать захотел спросонок.
По песку он клювом бьет
Будто бы пшено клюет.
Дети постукивают по песку подушечкой
безымянного пальца правой руки. Затем то
же самое левой рукой.
«Дятел»
Вдруг в лесу раздался стук.
Это дятел долбит сук.
Он деревья не калечит,
Он деревья клювом лечит.
Дети постукивают по песку подушечкой
указательного пальца правой руки. Затем то
же самое левой рукой.
29
Графомоторные навыки.
Рисование. Срисовывание геометрических фигур. Задания на зарисовку деталей предметов:
дорисовывание незаконченных предметов; создание собственной картины. Рисование узоров.
Развитие мелкой моторики
• Действия с песком:
Сжать-разжать, захватить в щепотку;
Выложить по насыпанной дорожке камешки;
• Прикосновения к поверхности песка:
Ребром ладони нарисовать геометрические
фигуры;
Отыскать
в
песочнице
предметы,
определённый предмет;
• Рисование на песке:
• Работа с контурами и шаблонами:
«Дорожки»,
«Дорожки»
«Заборчики»,
Начинаем с простых линий - «Дорожка к
«Дожди»,
домику ёжика», затем переходим к ломаным
«Лесенки»,
линиям, прерывистым, различным по
«Следы».
интенсивности и напряжённости.
«Заборчики»
«Дожди»
Рисуем «заборчики» вокруг заданного
Отрабатываем
рисование
вертикальных
предмета, домика, героя.
линий
«Лесенки»
«Обведи по контуру»
Учимся
совмещать
вертикальные
и
Обведение пальцем контура или шаблона –
горизонтальные линии
подготовка руки к письму.
Развитие когнитивных процессов
«Назови ласково»
Пересыпаем
песочек,
называем
его,
употребляя
уменьшительно-ласкательное
значение
«Магазин»
Рисуем продукты, предлагаем покупателю.
Создание
ситуаций,
предложением, например:
яблоко», «Растёт ёлка».
выраженных
«Ёжик несёт
«Угадай, что я делаю?»
Обогащение словаря детей глагольной
лексикой пересыпаю, насыпаю, ровняю,
стряхиваю, глажу и т. д.)
«Разложи по корзинкам»
Рисуем корзину для фруктов, заполняем её,
то же самое с овощами.
«Повтори за мной»
Ребёнок повторяет действия педагога,
другого ребёнка по
предложенной схеме, проговаривая свои
движения: пересыпаю, засыпаю, подсыпаю,
досыпаю.
«Рисунки-паутинки»
Следуя инструкции, ребёнок рисует фигуры «В большом квадрате рисуем цветочек, на
цветке бабочку» и т.д.
30
Список литературы:
1. Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. «Чудеса на песке. Песочная игротерапия». – СПб. :
Институт специальной педагогики и психологии, 1998. – 50 с.
2. Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. «Чудеса на песке: Практикум по песочной
терапии». СПб. : Речь, 2005 -340 с.
3. Дубровская Н.В «Рисунки, спрятанные в пальчиках». – Спб., 2003.
4. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Грабенко Т. М. «Игры в сказкотерапии». СПб. : Речь, 2006 – 208 с.
5. Тупичкина Е.А. «Мир песочных фантазий: Программа обучения детей рисованию песочных
картин в технике «Sand-Art» для детей дошкольного и младшего школьного возраста. – М.:
АРКТИ, 2019. – 112 с. – (Учимся творчеству).
6. Козуб Н. В., Осипчук Э. И. В гостях у Песочной Феи. Организация педагогической песочницы и
игр с песком для детей дошкольного возраста. Методическое пособие для воспитателей и
психологов дошкольных учреждений. – СПб. : Речь; М. : Сфера, 2011.
7. Зейц Мариелла. «Пишем и рисуем на песке. Настольная песочница». -М: ИНТ,2010. (Редактор
русского издания И.А. Качанова).
8. Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. №5 май 2012. Статья О. А.
Белоусова «Обучение дошкольников рисованию песком. С.30.
9. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Программа и краткие методические рекомендации: Для работы с
детьми 4-5 лет./ Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. – М.: Мозаика – Синтез,
2018. – 192 с.
10. И.А. Лыкова. Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя группа:
(Образовательная область «Художественно – эстетическое развитие»): учебно – методическое
пособие – М.: ИД «Цветной мир», 2016. – 152 с., перераб. и доп.
31
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
«Пальчиковая гимнастика на песке»
№
Название
Текст
Описание движений
1
«Солнышко»
Солнышко в глазки
Светит ребяткам.
Мы поиграем
С солнышком в прятки!
2
«Встреча»
У тебя есть пальчики.
У меня есть пальчики.
Пришла пора им встретиться
Готовьте чемоданчики.
3
«Черепашка»
Черепашка, черепашка
В панцире живет.
Высунет головку,
Обратно уйдет.
Положить кулачки на песок, можно
тихонько постукивать ими.
Затем высунуть указательный палец,
затем убрать его.
4
«Покормим
лошадку»
Одной рукой я травку рву,
Другой рукой я тоже рву.
Я травкой накормлю коня,
Вот сколько пальцев у меня!
Выполнять хватательные движения
песка поочередно левой и правой
руками. Чередовать прикосновения к
песку внутренней и наружной
сторонами ладони.
5
«Помощник»
Топором дрова колю,
А потом пилой пилю.
Отнесу их бабушке,
Чтоб испечь оладушки .
Двумя руками ударяем по
поверхности песка, ребром ладони .
Показываем на песочном планшете,
как пилит пила. Шагаем по песку
пальчиками как ножками.
Переворачиваем ладошки на песке.
6
«Гроза»
Капли первые упали,
Слегка постучать двумя пальцами
каждой руки по столу.
Внутренняя сторона ладони опущена
вниз; пальцы слегка согнуть и,
перебирая ими, следует показать, как
разбегаются пауки.
Постучать по столу всеми пальцами
обеих рук.
Скрестив руки, ладони соединить
тыльной стороной; махать пальцами,
сжатыми вместе.
Пауков перепугали.
Дождик застучал сильней.
Птички скрылись средь ветвей.
32
Ладони лежат на песке, пальцы
раздвинуты.
Ритмично водим по поверхности
песка ладонями вправо-влево.
Сжимаем и разжимаем кулачки, как
бы прячем пальчики.
Ребенок закапывает пальцы обеих
рук в песок.
Педагог
закапывает пальцы обеих рук в
песок.
Пальчики ползут
под песком и встречаются.
Дождь полил как из ведра,
Разбежалась детвора
В небе молния сверкает,
Гром все небо разрывает.
А потом из тучи солнце
Вновь посмотрит нам в оконце!
33
Сильнее постучать по столу всеми
пальцами обеих рук.
Указательный и средний пальцы
обеих рук бегают по столу,
изображая человечков; остальные
пальцы прижаты к ладони.
Нарисовать пальцем в воздухе
молнию.
Барабанить кулаками, а затем
похлопать в ладоши.
Поднять
обе
руки
вверх
с
разомкнутыми пальцами.