Положение о группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи)

для детей
с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи), определяет
организацию деятельности специалистов в ней, а также устанавливает материальнотехническую базу, финансовое обеспечение работы и перечень необходимой документации.
1.3. Группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи
(общим недоразвитием речи) для воспитанников ДОУ работают с целью коррекционноразвивающего воспитания и обучения детей, имеющих нарушения в речевом развитии.
1.4. Группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи
(общим недоразвитием речи) функционируют в ДОУ при наличии соответствующей кадровой и
материально-технической базы.
1.5. Формирование и дальнейшее функционирование групп для воспитанников, имеющих
нарушения в развитии речи, осуществляется на основании заключений психолого-медикопедагогической комиссии.
1.6. Группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи
(общим недоразвитием речи) дошкольного образовательного учреждения в своей деятельности
руководствуются Федеральными законами Российской Федерации, договором между ДОУ и
родителями
(законными
представителями),
приказами
заведующего
дошкольным
образовательным учреждением, Конвенцией о правах ребенка, настоящим Положением.
1.7. Логопедическая работа групп компенсирующей направленности для детей с тяжелыми
нарушениями речи (общим недоразвитием речи) осуществляется в тесном контакте с
родителями (законными представителями), обеспечивая необходимый уровень их
осведомленности о задачах и специфике логопедической коррекционной работы по
преодолению неуспеваемости, обусловленной речевыми нарушениями.
1.8. Основными задачами детского сада по оказанию логопедической помощи воспитанникам с
тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) в логопедической группе являются:


организация и проведение логопедической диагностики с целью своевременного выявления и
последующей коррекции речевых нарушений у воспитанников;



организация и проведение логопедических занятий с детьми с выявленными нарушениями
речи;



организация пропедевтической логопедической работы с детьми по предупреждению
возникновения возможных нарушений в развитии речи, включая разработку конкретных
рекомендаций воспитанникам, их родителям (законным представителям), педагогическим
работникам;



консультирование субъектов образовательных отношений по вопросам организации и
содержания логопедической и педагогической работы с воспитанниками;



активизация познавательной деятельности воспитанников;



совершенствование методов логопедической и педагогической работы в соответствии с
возможностями, потребностями и интересами ребенка.
1.9. Деятельность групп компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями
речи (общим недоразвитием речи) может быть прекращена путем ликвидации по решению
Учредителя или заведующего дошкольным образовательным учреждением.
2. Цель и основные задачи групп компенсирующей направленности
2.1. Целью организации групп компенсирующей направленности для детей с тяжелыми
нарушениями речи (общим недоразвитием речи) в ДОУ является создание целостной системы,
обеспечивающей оптимальные педагогические условия для коррекции нарушений в развитии
речи детей, в освоении ими дошкольных образовательных программ и подготовка детей к
успешному обучению в общеобразовательной школе.
2.2. Основные задачи групп компенсирующей направленности:



коррекция нарушений устной речи детей: формирование правильного произношения, развитие
лексических и грамматических средств языка, навыков связной речи;



своевременное предупреждение возникновения нарушений чтения и письма;



коррекция недостатков эмоционально-личностного и социального развития;



активизация познавательной деятельности детей;



популяризация логопедических знаний среди педагогов, родителей (законных представителей).
3. Организация работы оказания помощи воспитанникам в группах компенсирующей
направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи)
3.1. Логопедическая помощь оказывается дошкольным образовательным учреждением в рамках
сетевой формы реализации дошкольных образовательных программ.
3.2. При оказании помощи воспитанникам групп компенсирующей направленности для детей
с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи)
ведется следующая
документация, срок хранения которой минимум 3 года с момента завершения оказания
логопедической помощи:



программы и/или планы логопедической работы;



годовой план работы учителя-логопеда (учителей-логопедов);



расписание занятий учителей-логопедов;



индивидуальные карты речевого развития (речевые карты) воспитанников, получающих
логопедическую помощь (см. Приложение 1);



журнал учета посещаемости логопедических занятий;



отчетная документация по результатам логопедической и педагогической работы.
3.3. Логопедическая помощь осуществляется на основании личного заявления родителей
(законных представителей) и (или) согласия родителей
несовершеннолетних воспитанников (см. Приложения 2 и 3).

(законных

представителей)

3.4. Логопедическая диагностика воспитанников осуществляется не менее двух раз в год,
включая входное и контрольное диагностические мероприятия, продолжительностью не менее
15 календарных дней каждое.
3.5. В случае необходимости уточнения диагноза, дети с нарушениями речи с согласия
родителей (законных представителей) направляются учителем-логопедом в соответствующее
лечебно-профилактическое
учреждение
для
обследования
врачами-специалистами
(невропатологом, детским психиатром, отоларингологом, офтальмологом и др.) или на
психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПк).
3.6. На каждого воспитанника в группах компенсирующей направленности для детей с
тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи)
учитель-логопед заполняет
речевую карту, в которой отмечаются результаты диагностики и коррекционной работы.
3.7. Содержание коррекционной работы с детьми в группах компенсирующей направленности
для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи)
определяется
учителем-логопедом (учителями-логопедами) на основании рекомендаций ПМПк, психологопедагогического консилиума (ППк) и результатов логопедической диагностики.
3.8. Логопедические занятия групп должны проводиться в помещениях, оборудованных с
учетом особых образовательных потребностей воспитанников и состояния их здоровья и
отвечающих санитарно-гигиеническим требованиям, предъявляемым к данным помещениям.
4. Порядок приёма воспитанников в группу компенсирующей направленности для детей
с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи)
4.1. Комплектование групп компенсирующей направленности для детей
с тяжелыми
нарушениями речи (общим недоразвитием речи)
детьми осуществляется приказом
заведующего ДОУ на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии и
только с согласия родителей (законных представителей).
4.2. Занятия с воспитанниками проводятся как индивидуально, так и в группе. Основной
формой являются занятия в группе. Предельная наполняемость групп компенсирующей
направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) не
более 12 человек.

4.3. Для определения ребенка в группу компенсирующей направленности для детей с тяжелыми
нарушениями речи (общим недоразвитием речи) предоставляются следующие документы:


направление на психолого-медико-педагогическую комиссию только с согласия родителей
(законных представителей);



карта медицинского обследования ребенка для направления на ПМПк (с заключениями врачей:
психиатра, офтальмолога, отоларинголога, невролога);



выписка из истории развития ребенка, заверенная врачом-педиатром;



психолого-педагогическое представление ребенка на ПМПк с подписями воспитателя группы,
педагога-психолога, заведующего ДОУ и заверенное печатью учреждения (для детей,
посещающих детский сад);



логопедическое представление;



договор о взаимодействии ПМПк дошкольного образовательного учреждения и родителей
(законных представителей) воспитанника;



протокол заседания ПМПк с рекомендациями о посещении логопедической группы и указанием
необходимого срока пребывания в ней.
4.4. В группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи
(общим недоразвитием речи) зачисляются воспитанники, имеющие наиболее сложные
нарушения в развитии речи (задержка речевого развития невыясненного патогенеза, общее
недоразвитие речи 3 уровня) , препятствующие их успешному освоению образовательных
программ дошкольного образования. Предельная наполняемость такой группы – не более 12
человек.
4.5. В группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи
(общим недоразвитием речи) зачисляются воспитанники детского сада старшего дошкольного
возраста, имеющие нарушения в развитии устной и письменной речи:



общее недоразвитие речи (ОНР).
4.6. Зачисляются в группу компенсирующей направленности для детей с тяжелыми
нарушениями речи (общим недоразвитием речи) воспитанники, имеющие нарушения в
развитии устной и письменной речи, препятствующие их успешному освоению
образовательных программ дошкольного образования (дети с общим недоразвитием речи).
4.7. В группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи
(общим недоразвитием речи) подбираются дети по возможности с однородной структурой
речевого дефекта:



с общим недоразвитием речи (ОНР).

4.8. Занятия в группах компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями
речи (общим недоразвитием речи) проводятся в соответствии с расписанием, составленным
учителем-логопедом и утвержденным заведующим дошкольным образовательным
учреждением.
4.9. Приему в группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями
речи (общим недоразвитием речи) не подлежат дети, имеющие:


недоразвитие речи, обусловленное тяжелой формой умственной отсталости;



деменции органического, шизофренического и эпилептического генеза;



грубые нарушения зрения, слуха, двигательной сферы (нуждающиеся в специализированной
помощи);



задержку психического развития (ЗПР – требующие занятий с дефектологом);



заболевания, которые являются противопоказаниями для зачисления в дошкольные учреждения
общего типа (официально подтвержденные документом).
4.10. Выпуск воспитанников из групп компенсирующей направленности для детей с тяжелыми
нарушениями речи (общим недоразвитием речи) осуществляется после окончания срока
коррекционно-логопедического обучения и проведения ПМПк ДОУ.
4.11. Отчисление воспитанников из групп компенсирующей направленности для детей с
тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) осуществляется при расторжении
договора ДОУ с родителями (законными представителями) воспитанника.
4.12. Договор с родителями (законными представителями) воспитанника может быть
расторгнут в следующих случаях:



по достижению воспитанником школьного возраста;



по заявлению родителей (законных представителей) воспитанника.
5. Организация деятельности педагогического персонала в группах компенсирующей
направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи).
5.1. К работе с воспитанниками групп компенсирующей направленности для детей с тяжелыми
нарушениями речи (общим недоразвитием речи)
привлекаются следующие категории
педагогических работников:



воспитатель с обязательным прохождением курсов повышения квалификации по работе с
детьми, имеющими нарушения речевого развития;



учитель-логопед;



педагог-психолог;



музыкальный руководитель;



инструктор по физической культуре.
5.2. Деятельность воспитателя группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми
нарушениями речи (общим недоразвитием речи)
направлена на создание оптимальных
условий для амплификации развития эмоционально-волевой сферы, познавательной,
двигательной активности, развития позитивных качеств личности каждого ребенка, его
оздоровления.
5.3. Особенности организации работы воспитателя групп компенсирующей направленности для
детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи):
 планирование

(совместно с учителями-логопедами) и проведение образовательной
деятельности с воспитанниками, имеющими тяжелые нарушения речи (общее недоразвитие

речи);
 соблюдение преемственности в работе с другими специалистами по выполнению
адаптированной основной образовательной программы детей, имеющих тяжелые нарушения
речи (общее недоразвитие речи);


обеспечение индивидуального подхода к каждому воспитаннику с учетом рекомендаций
специалистов;



консультирование
родителей
(законных
представителей)
воспитанников
группы
компенсирующей направленности для детей
с тяжелыми нарушениями речи (общим
недоразвитием речи) по вопросам воспитания ребенка в семье;



ведение необходимой документации, определенной настоящим Положением.
5.4. Учитель-логопед является организатором и координатором коррекционно-развивающей
работы в условиях дошкольного образовательного учреждения.
5.5. Особенности организации работы учителя-логопеда в группе компенсирующей
направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи):



осуществляет коррекцию звукопроизношения, их автоматизацию, дифференциацию, введение
их в самостоятельную речь;



способствует логопедизации режимных моментов и проведению непосредственной
образовательной деятельности (далее – НОД), а также практическому овладению детьми
навыками словообразования и словоизменения, что помогает личностному росту воспитанника,
формированию уверенного поведения, адаптации в обществе сверстников, взрослых, а в
дальнейшем – успешному обучению в образовательной организации.

5.6. Деятельность педагога-психолога направлена на сохранение психического здоровья
каждого воспитанника групп компенсирующей направленности для детей с тяжелыми
нарушениями речи (общим недоразвитием речи).
5.7. В функциональные обязанности педагога-психолога входит:


психологическое обследование воспитанников групп компенсирующей направленности для
детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи);



проведение индивидуальной и подгрупповой коррекционно-психологической работы с
воспитанниками;



проведение консультативной работы с родителями (законными представителями) по вопросам
воспитания ребенка в семье;



осуществление преемственности в работе ДОУ и семьи;



консультирование персонала групп компенсирующей направленности для детей с тяжелыми
нарушениями речи (общим недоразвитием речи);



ведение необходимой документации, определенной настоящим Положением.
5.8. Деятельность музыкального руководителя направлена на развитие музыкальных
способностей, эмоциональной сферы и творческой деятельности воспитанников групп
компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим
недоразвитием речи).
5.9. Особенности работы музыкального руководителя в группах компенсирующей
направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи):



взаимодействие со специалистами групп по вопросам организации совместной образовательной
деятельности всех детей, имеющим нарушения речевого развития;



проведение образовательной деятельности с воспитанниками группы (в т.ч. совместно с
другими специалистами: учителем-логопедом, педагогом-психологом, инструктором по
физической культуре и др.);



проведение совместных праздников, развлечений, театрализованных представлений и др.;



консультирование родителей (законных представителей) по использованию в воспитании
ребенка музыкальных средств;



ведение необходимой документации, определенной настоящим Положением.
5.10. Деятельность инструктора по физической культуре направлена на сохранение и
укрепление здоровья детей, имеющих нарушения речевого развития и их физическое развитие,
пропаганду здорового образа жизни.
5.11. В группах компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи
(общим недоразвитием речи) организация работы инструктора по физической культуре
предусматривает:



проведение образовательной деятельности (в т.ч. совместно с другими специалистами) с
воспитанниками с учетом их психофизических возможностей и индивидуальных особенностей;



подготовку и проведение спортивных мероприятий, праздников, развлечений, досугов;



оказание консультативной поддержки родителям (законным представителям) по вопросам
физического воспитания, развития и оздоровления ребенка в семье;



регулирование (совместно с медицинскими работниками ДОУ) физической нагрузки
воспитанников;



ведение необходимой документации, определенной настоящим Положением.
5.12. Педагогические работники несут ответственность:



за организацию и качество коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими
нарушения речи;



за качественное и своевременное выполнение всех закрепленных за ними функций и задач;



за полноту, достоверность и своевременность представляемой информации;



за правильность разработки и осуществления мероприятий, направленных на решение
конкретных вопросов деятельности;



за рациональную организацию труда, правильность применения положений, тех или иных
инструктивных документов дошкольного образовательного учреждения.
6. Перечень документации специалистов групп компенсирующей направленности для
детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи)
6.1. Документами, регулирующими деятельность ДОУ, в группах являются:



Положение о группах компенсирующей направленности;



протоколы или выписки из протоколов территориальной психолого-медико-педагогической
комиссии по зачислению детей в группу;



разрешение на обследование речевого развития воспитанников ДОУ учителем-логопедом
(см. Приложение 4);



заявления родителей (законных представителей) о зачислении детей в логопедическую группу
(подаются на имя заведующего);



список детей, зачисленных в группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми
нарушениями речи (общим недоразвитием речи);



должностные инструкции педагогических работников групп компенсирующей направленности.
6.2. Документация учителя-логопеда:

 речевые карты на каждого ребенка, зачисленного в группу компенсирующей направленности для

детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи);


рабочая программа коррекционно-образовательной работы учителя-логопеда ДОУ;



перспективные планы коррекционно-развивающей работы на учебный год в соответствии с
возрастом и характером речевого нарушения воспитанников;



календарные планы фронтальных, индивидуальных и подгрупповых занятий;



лист занятости воспитанников группы (см. Приложение 5);



индивидуальные планы (маршруты) речевого развития на каждого ребенка, зачисленного в
группу компенсирующей направленности ДОУ (см. Приложения 6,7,8);



журнал посещаемости детьми коррекционных (индивидуальных и подгрупповых) занятий;



расписание занятий;



отчет учителя-логопеда о результативности коррекционной работы за учебный год;



паспорт кабинета учителя-логопеда;



график работы учителя-логопеда;



материалы диагностики речевого развития (таблицы результатов обследования) и освоения
содержания программы детьми, зачисленными в группу компенсирующей направленности для
детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) ДОУ (в том числе, с
адаптированной образовательной программой);



журнал взаимодействия учителя-логопеда и воспитателей группы.
6.3. Форма ведения основной документации группы определяется учителем-логопедом
самостоятельно.
6.4. Документация воспитателя группы компенсирующей направленности для детей с
тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи):

 рабочая программа образовательной деятельности;


мониторинг образовательной деятельности воспитанников;



результаты педагогической диагностики.
В конце учебного года воспитатель участвует в составлении характеристики на каждого
воспитанника группы и аналитического отчета по результатам коррекционно-развивающей
работы.
6.5. Документация педагога-психолога:



карта психологического обследования воспитанников, имеющих речевые нарушения;



годовой перспективный план работы педагога-психолога;



заключение по результатам проведенного психолого-диагностического обследования;



журнал консультаций педагога-психолога;



карта психолого-медико-социальной помощи воспитанника;



рабочая программа психолого-педагогического сопровождения детей группы компенсирующей
направленности;



аналитический отчет о работе педагога-психолога.

6.6. Документация музыкального руководителя группы компенсирующей направленности для
детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи):


рабочая программа музыкального руководителя;



план организации досуговой деятельности детей;



результаты педагогической диагностики воспитанников;



аналитический отчет о результатах работы за год.
6.7. Документация инструктора по физической культуре:



рабочая программа инструктора по физической культуре;



план организации досуговой деятельности воспитанников;



результаты педагогической диагностики;



аналитический отчет о результатах работы за год.
7. Руководство деятельности группы компенсирующей направленности для детей с
тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи)
7.1.

Непосредственно

руководство

деятельности

групп

осуществляется

заведующим

дошкольным образовательным учреждением.
7.2. Контроль за деятельностью групп компенсирующей направленности для детей с тяжелыми
нарушениями речи (общим недоразвитием речи) осуществляется заведующим и старшим
воспитателем дошкольным образовательным учреждением, а также городской (районной)
ПМПк.
7.3. Повышение уровня профессиональной квалификации, обмен опытом логопедической и
педагогической работы осуществляется на городском (районном) методическом объединении
учителей-логопедов (2 раза в год).
8. Материально-техническая база и финансовое обеспечение групп компенсирующей
направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи)
8.1. Группы компенсирующей направленности для детей

с тяжелыми нарушениями речи

(общим недоразвитием речи) размещаются в помещении детского сада, отвечающем санитарногигиеническим нормам.
8.2. Группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи
(общим недоразвитием речи) оборудуются инвентарем, пособиями согласно требованиям по
организации образовательной деятельности.
8.3. Для индивидуальной и групповой работы выделяется кабинет учителя-логопеда и
специально оборудованный логопедический уголок в групповой комнате.

8.4. Кабинет учителя-логопеда обеспечивается специальным оборудованием.
8.5. На администрацию дошкольного образовательного учреждения возлагается
ответственность за оборудование кабинета учителя-логопеда, его санитарное состояние и
ремонт.
9. Заключительные положения
9.1. Настоящее Положение о группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми
нарушениями речи (общим недоразвитием речи) ДОУ является локальным нормативным актом,
принимается на Педагогическом совете и утверждается (либо вводится в действие) приказом
заведующего дошкольным образовательным учреждением.
9.2. Все изменения и дополнения, вносимые в настоящее Положение, оформляются в
письменной форме в соответствии действующим законодательством Российской Федерации.
9.3. Положение принимается на неопределенный срок. Изменения и дополнения к Положению
принимаются в порядке, предусмотренном п.9.1. настоящего Положения.
9.4. После принятия Положения (или изменений и дополнений отдельных пунктов и разделов) в
новой редакции предыдущая редакция автоматически утрачивает силу.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
Положение о разработке и реализации АООП ДО для воспитанников с ОВЗ.pdf (скачать)

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».