для детей
с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи), определяет
организацию деятельности специалистов в ней, а также устанавливает материальнотехническую базу, финансовое обеспечение работы и перечень необходимой документации.
1.3. Группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи
(общим недоразвитием речи) для воспитанников ДОУ работают с целью коррекционноразвивающего воспитания и обучения детей, имеющих нарушения в речевом развитии.
1.4. Группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи
(общим недоразвитием речи) функционируют в ДОУ при наличии соответствующей кадровой и
материально-технической базы.
1.5. Формирование и дальнейшее функционирование групп для воспитанников, имеющих
нарушения в развитии речи, осуществляется на основании заключений психолого-медикопедагогической комиссии.
1.6. Группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи
(общим недоразвитием речи) дошкольного образовательного учреждения в своей деятельности
руководствуются Федеральными законами Российской Федерации, договором между ДОУ и
родителями
(законными
представителями),
приказами
заведующего
дошкольным
образовательным учреждением, Конвенцией о правах ребенка, настоящим Положением.
1.7. Логопедическая работа групп компенсирующей направленности для детей с тяжелыми
нарушениями речи (общим недоразвитием речи) осуществляется в тесном контакте с
родителями (законными представителями), обеспечивая необходимый уровень их
осведомленности о задачах и специфике логопедической коррекционной работы по
преодолению неуспеваемости, обусловленной речевыми нарушениями.
1.8. Основными задачами детского сада по оказанию логопедической помощи воспитанникам с
тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) в логопедической группе являются:
организация и проведение логопедической диагностики с целью своевременного выявления и
последующей коррекции речевых нарушений у воспитанников;
организация и проведение логопедических занятий с детьми с выявленными нарушениями
речи;
организация пропедевтической логопедической работы с детьми по предупреждению
возникновения возможных нарушений в развитии речи, включая разработку конкретных
рекомендаций воспитанникам, их родителям (законным представителям), педагогическим
работникам;
консультирование субъектов образовательных отношений по вопросам организации и
содержания логопедической и педагогической работы с воспитанниками;
активизация познавательной деятельности воспитанников;
совершенствование методов логопедической и педагогической работы в соответствии с
возможностями, потребностями и интересами ребенка.
1.9. Деятельность групп компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями
речи (общим недоразвитием речи) может быть прекращена путем ликвидации по решению
Учредителя или заведующего дошкольным образовательным учреждением.
2. Цель и основные задачи групп компенсирующей направленности
2.1. Целью организации групп компенсирующей направленности для детей с тяжелыми
нарушениями речи (общим недоразвитием речи) в ДОУ является создание целостной системы,
обеспечивающей оптимальные педагогические условия для коррекции нарушений в развитии
речи детей, в освоении ими дошкольных образовательных программ и подготовка детей к
успешному обучению в общеобразовательной школе.
2.2. Основные задачи групп компенсирующей направленности:
коррекция нарушений устной речи детей: формирование правильного произношения, развитие
лексических и грамматических средств языка, навыков связной речи;
своевременное предупреждение возникновения нарушений чтения и письма;
коррекция недостатков эмоционально-личностного и социального развития;
активизация познавательной деятельности детей;
популяризация логопедических знаний среди педагогов, родителей (законных представителей).
3. Организация работы оказания помощи воспитанникам в группах компенсирующей
направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи)
3.1. Логопедическая помощь оказывается дошкольным образовательным учреждением в рамках
сетевой формы реализации дошкольных образовательных программ.
3.2. При оказании помощи воспитанникам групп компенсирующей направленности для детей
с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи)
ведется следующая
документация, срок хранения которой минимум 3 года с момента завершения оказания
логопедической помощи:
программы и/или планы логопедической работы;
годовой план работы учителя-логопеда (учителей-логопедов);
расписание занятий учителей-логопедов;
индивидуальные карты речевого развития (речевые карты) воспитанников, получающих
логопедическую помощь (см. Приложение 1);
журнал учета посещаемости логопедических занятий;
отчетная документация по результатам логопедической и педагогической работы.
3.3. Логопедическая помощь осуществляется на основании личного заявления родителей
(законных представителей) и (или) согласия родителей
несовершеннолетних воспитанников (см. Приложения 2 и 3).
(законных
представителей)
3.4. Логопедическая диагностика воспитанников осуществляется не менее двух раз в год,
включая входное и контрольное диагностические мероприятия, продолжительностью не менее
15 календарных дней каждое.
3.5. В случае необходимости уточнения диагноза, дети с нарушениями речи с согласия
родителей (законных представителей) направляются учителем-логопедом в соответствующее
лечебно-профилактическое
учреждение
для
обследования
врачами-специалистами
(невропатологом, детским психиатром, отоларингологом, офтальмологом и др.) или на
психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПк).
3.6. На каждого воспитанника в группах компенсирующей направленности для детей с
тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи)
учитель-логопед заполняет
речевую карту, в которой отмечаются результаты диагностики и коррекционной работы.
3.7. Содержание коррекционной работы с детьми в группах компенсирующей направленности
для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи)
определяется
учителем-логопедом (учителями-логопедами) на основании рекомендаций ПМПк, психологопедагогического консилиума (ППк) и результатов логопедической диагностики.
3.8. Логопедические занятия групп должны проводиться в помещениях, оборудованных с
учетом особых образовательных потребностей воспитанников и состояния их здоровья и
отвечающих санитарно-гигиеническим требованиям, предъявляемым к данным помещениям.
4. Порядок приёма воспитанников в группу компенсирующей направленности для детей
с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи)
4.1. Комплектование групп компенсирующей направленности для детей
с тяжелыми
нарушениями речи (общим недоразвитием речи)
детьми осуществляется приказом
заведующего ДОУ на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии и
только с согласия родителей (законных представителей).
4.2. Занятия с воспитанниками проводятся как индивидуально, так и в группе. Основной
формой являются занятия в группе. Предельная наполняемость групп компенсирующей
направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) не
более 12 человек.
4.3. Для определения ребенка в группу компенсирующей направленности для детей с тяжелыми
нарушениями речи (общим недоразвитием речи) предоставляются следующие документы:
направление на психолого-медико-педагогическую комиссию только с согласия родителей
(законных представителей);
карта медицинского обследования ребенка для направления на ПМПк (с заключениями врачей:
психиатра, офтальмолога, отоларинголога, невролога);
выписка из истории развития ребенка, заверенная врачом-педиатром;
психолого-педагогическое представление ребенка на ПМПк с подписями воспитателя группы,
педагога-психолога, заведующего ДОУ и заверенное печатью учреждения (для детей,
посещающих детский сад);
логопедическое представление;
договор о взаимодействии ПМПк дошкольного образовательного учреждения и родителей
(законных представителей) воспитанника;
протокол заседания ПМПк с рекомендациями о посещении логопедической группы и указанием
необходимого срока пребывания в ней.
4.4. В группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи
(общим недоразвитием речи) зачисляются воспитанники, имеющие наиболее сложные
нарушения в развитии речи (задержка речевого развития невыясненного патогенеза, общее
недоразвитие речи 3 уровня) , препятствующие их успешному освоению образовательных
программ дошкольного образования. Предельная наполняемость такой группы – не более 12
человек.
4.5. В группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи
(общим недоразвитием речи) зачисляются воспитанники детского сада старшего дошкольного
возраста, имеющие нарушения в развитии устной и письменной речи:
общее недоразвитие речи (ОНР).
4.6. Зачисляются в группу компенсирующей направленности для детей с тяжелыми
нарушениями речи (общим недоразвитием речи) воспитанники, имеющие нарушения в
развитии устной и письменной речи, препятствующие их успешному освоению
образовательных программ дошкольного образования (дети с общим недоразвитием речи).
4.7. В группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи
(общим недоразвитием речи) подбираются дети по возможности с однородной структурой
речевого дефекта:
с общим недоразвитием речи (ОНР).
4.8. Занятия в группах компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями
речи (общим недоразвитием речи) проводятся в соответствии с расписанием, составленным
учителем-логопедом и утвержденным заведующим дошкольным образовательным
учреждением.
4.9. Приему в группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями
речи (общим недоразвитием речи) не подлежат дети, имеющие:
недоразвитие речи, обусловленное тяжелой формой умственной отсталости;
деменции органического, шизофренического и эпилептического генеза;
грубые нарушения зрения, слуха, двигательной сферы (нуждающиеся в специализированной
помощи);
задержку психического развития (ЗПР – требующие занятий с дефектологом);
заболевания, которые являются противопоказаниями для зачисления в дошкольные учреждения
общего типа (официально подтвержденные документом).
4.10. Выпуск воспитанников из групп компенсирующей направленности для детей с тяжелыми
нарушениями речи (общим недоразвитием речи) осуществляется после окончания срока
коррекционно-логопедического обучения и проведения ПМПк ДОУ.
4.11. Отчисление воспитанников из групп компенсирующей направленности для детей с
тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) осуществляется при расторжении
договора ДОУ с родителями (законными представителями) воспитанника.
4.12. Договор с родителями (законными представителями) воспитанника может быть
расторгнут в следующих случаях:
по достижению воспитанником школьного возраста;
по заявлению родителей (законных представителей) воспитанника.
5. Организация деятельности педагогического персонала в группах компенсирующей
направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи).
5.1. К работе с воспитанниками групп компенсирующей направленности для детей с тяжелыми
нарушениями речи (общим недоразвитием речи)
привлекаются следующие категории
педагогических работников:
воспитатель с обязательным прохождением курсов повышения квалификации по работе с
детьми, имеющими нарушения речевого развития;
учитель-логопед;
педагог-психолог;
музыкальный руководитель;
инструктор по физической культуре.
5.2. Деятельность воспитателя группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми
нарушениями речи (общим недоразвитием речи)
направлена на создание оптимальных
условий для амплификации развития эмоционально-волевой сферы, познавательной,
двигательной активности, развития позитивных качеств личности каждого ребенка, его
оздоровления.
5.3. Особенности организации работы воспитателя групп компенсирующей направленности для
детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи):
планирование
(совместно с учителями-логопедами) и проведение образовательной
деятельности с воспитанниками, имеющими тяжелые нарушения речи (общее недоразвитие
речи);
соблюдение преемственности в работе с другими специалистами по выполнению
адаптированной основной образовательной программы детей, имеющих тяжелые нарушения
речи (общее недоразвитие речи);
обеспечение индивидуального подхода к каждому воспитаннику с учетом рекомендаций
специалистов;
консультирование
родителей
(законных
представителей)
воспитанников
группы
компенсирующей направленности для детей
с тяжелыми нарушениями речи (общим
недоразвитием речи) по вопросам воспитания ребенка в семье;
ведение необходимой документации, определенной настоящим Положением.
5.4. Учитель-логопед является организатором и координатором коррекционно-развивающей
работы в условиях дошкольного образовательного учреждения.
5.5. Особенности организации работы учителя-логопеда в группе компенсирующей
направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи):
осуществляет коррекцию звукопроизношения, их автоматизацию, дифференциацию, введение
их в самостоятельную речь;
способствует логопедизации режимных моментов и проведению непосредственной
образовательной деятельности (далее – НОД), а также практическому овладению детьми
навыками словообразования и словоизменения, что помогает личностному росту воспитанника,
формированию уверенного поведения, адаптации в обществе сверстников, взрослых, а в
дальнейшем – успешному обучению в образовательной организации.
5.6. Деятельность педагога-психолога направлена на сохранение психического здоровья
каждого воспитанника групп компенсирующей направленности для детей с тяжелыми
нарушениями речи (общим недоразвитием речи).
5.7. В функциональные обязанности педагога-психолога входит:
психологическое обследование воспитанников групп компенсирующей направленности для
детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи);
проведение индивидуальной и подгрупповой коррекционно-психологической работы с
воспитанниками;
проведение консультативной работы с родителями (законными представителями) по вопросам
воспитания ребенка в семье;
осуществление преемственности в работе ДОУ и семьи;
консультирование персонала групп компенсирующей направленности для детей с тяжелыми
нарушениями речи (общим недоразвитием речи);
ведение необходимой документации, определенной настоящим Положением.
5.8. Деятельность музыкального руководителя направлена на развитие музыкальных
способностей, эмоциональной сферы и творческой деятельности воспитанников групп
компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим
недоразвитием речи).
5.9. Особенности работы музыкального руководителя в группах компенсирующей
направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи):
взаимодействие со специалистами групп по вопросам организации совместной образовательной
деятельности всех детей, имеющим нарушения речевого развития;
проведение образовательной деятельности с воспитанниками группы (в т.ч. совместно с
другими специалистами: учителем-логопедом, педагогом-психологом, инструктором по
физической культуре и др.);
проведение совместных праздников, развлечений, театрализованных представлений и др.;
консультирование родителей (законных представителей) по использованию в воспитании
ребенка музыкальных средств;
ведение необходимой документации, определенной настоящим Положением.
5.10. Деятельность инструктора по физической культуре направлена на сохранение и
укрепление здоровья детей, имеющих нарушения речевого развития и их физическое развитие,
пропаганду здорового образа жизни.
5.11. В группах компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи
(общим недоразвитием речи) организация работы инструктора по физической культуре
предусматривает:
проведение образовательной деятельности (в т.ч. совместно с другими специалистами) с
воспитанниками с учетом их психофизических возможностей и индивидуальных особенностей;
подготовку и проведение спортивных мероприятий, праздников, развлечений, досугов;
оказание консультативной поддержки родителям (законным представителям) по вопросам
физического воспитания, развития и оздоровления ребенка в семье;
регулирование (совместно с медицинскими работниками ДОУ) физической нагрузки
воспитанников;
ведение необходимой документации, определенной настоящим Положением.
5.12. Педагогические работники несут ответственность:
за организацию и качество коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими
нарушения речи;
за качественное и своевременное выполнение всех закрепленных за ними функций и задач;
за полноту, достоверность и своевременность представляемой информации;
за правильность разработки и осуществления мероприятий, направленных на решение
конкретных вопросов деятельности;
за рациональную организацию труда, правильность применения положений, тех или иных
инструктивных документов дошкольного образовательного учреждения.
6. Перечень документации специалистов групп компенсирующей направленности для
детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи)
6.1. Документами, регулирующими деятельность ДОУ, в группах являются:
Положение о группах компенсирующей направленности;
протоколы или выписки из протоколов территориальной психолого-медико-педагогической
комиссии по зачислению детей в группу;
разрешение на обследование речевого развития воспитанников ДОУ учителем-логопедом
(см. Приложение 4);
заявления родителей (законных представителей) о зачислении детей в логопедическую группу
(подаются на имя заведующего);
список детей, зачисленных в группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми
нарушениями речи (общим недоразвитием речи);
должностные инструкции педагогических работников групп компенсирующей направленности.
6.2. Документация учителя-логопеда:
речевые карты на каждого ребенка, зачисленного в группу компенсирующей направленности для
детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи);
рабочая программа коррекционно-образовательной работы учителя-логопеда ДОУ;
перспективные планы коррекционно-развивающей работы на учебный год в соответствии с
возрастом и характером речевого нарушения воспитанников;
календарные планы фронтальных, индивидуальных и подгрупповых занятий;
лист занятости воспитанников группы (см. Приложение 5);
индивидуальные планы (маршруты) речевого развития на каждого ребенка, зачисленного в
группу компенсирующей направленности ДОУ (см. Приложения 6,7,8);
журнал посещаемости детьми коррекционных (индивидуальных и подгрупповых) занятий;
расписание занятий;
отчет учителя-логопеда о результативности коррекционной работы за учебный год;
паспорт кабинета учителя-логопеда;
график работы учителя-логопеда;
материалы диагностики речевого развития (таблицы результатов обследования) и освоения
содержания программы детьми, зачисленными в группу компенсирующей направленности для
детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) ДОУ (в том числе, с
адаптированной образовательной программой);
журнал взаимодействия учителя-логопеда и воспитателей группы.
6.3. Форма ведения основной документации группы определяется учителем-логопедом
самостоятельно.
6.4. Документация воспитателя группы компенсирующей направленности для детей с
тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи):
рабочая программа образовательной деятельности;
мониторинг образовательной деятельности воспитанников;
результаты педагогической диагностики.
В конце учебного года воспитатель участвует в составлении характеристики на каждого
воспитанника группы и аналитического отчета по результатам коррекционно-развивающей
работы.
6.5. Документация педагога-психолога:
карта психологического обследования воспитанников, имеющих речевые нарушения;
годовой перспективный план работы педагога-психолога;
заключение по результатам проведенного психолого-диагностического обследования;
журнал консультаций педагога-психолога;
карта психолого-медико-социальной помощи воспитанника;
рабочая программа психолого-педагогического сопровождения детей группы компенсирующей
направленности;
аналитический отчет о работе педагога-психолога.
6.6. Документация музыкального руководителя группы компенсирующей направленности для
детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи):
рабочая программа музыкального руководителя;
план организации досуговой деятельности детей;
результаты педагогической диагностики воспитанников;
аналитический отчет о результатах работы за год.
6.7. Документация инструктора по физической культуре:
рабочая программа инструктора по физической культуре;
план организации досуговой деятельности воспитанников;
результаты педагогической диагностики;
аналитический отчет о результатах работы за год.
7. Руководство деятельности группы компенсирующей направленности для детей с
тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи)
7.1.
Непосредственно
руководство
деятельности
групп
осуществляется
заведующим
дошкольным образовательным учреждением.
7.2. Контроль за деятельностью групп компенсирующей направленности для детей с тяжелыми
нарушениями речи (общим недоразвитием речи) осуществляется заведующим и старшим
воспитателем дошкольным образовательным учреждением, а также городской (районной)
ПМПк.
7.3. Повышение уровня профессиональной квалификации, обмен опытом логопедической и
педагогической работы осуществляется на городском (районном) методическом объединении
учителей-логопедов (2 раза в год).
8. Материально-техническая база и финансовое обеспечение групп компенсирующей
направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи)
8.1. Группы компенсирующей направленности для детей
с тяжелыми нарушениями речи
(общим недоразвитием речи) размещаются в помещении детского сада, отвечающем санитарногигиеническим нормам.
8.2. Группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи
(общим недоразвитием речи) оборудуются инвентарем, пособиями согласно требованиям по
организации образовательной деятельности.
8.3. Для индивидуальной и групповой работы выделяется кабинет учителя-логопеда и
специально оборудованный логопедический уголок в групповой комнате.
8.4. Кабинет учителя-логопеда обеспечивается специальным оборудованием.
8.5. На администрацию дошкольного образовательного учреждения возлагается
ответственность за оборудование кабинета учителя-логопеда, его санитарное состояние и
ремонт.
9. Заключительные положения
9.1. Настоящее Положение о группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми
нарушениями речи (общим недоразвитием речи) ДОУ является локальным нормативным актом,
принимается на Педагогическом совете и утверждается (либо вводится в действие) приказом
заведующего дошкольным образовательным учреждением.
9.2. Все изменения и дополнения, вносимые в настоящее Положение, оформляются в
письменной форме в соответствии действующим законодательством Российской Федерации.
9.3. Положение принимается на неопределенный срок. Изменения и дополнения к Положению
принимаются в порядке, предусмотренном п.9.1. настоящего Положения.
9.4. После принятия Положения (или изменений и дополнений отдельных пунктов и разделов) в
новой редакции предыдущая редакция автоматически утрачивает силу.